Примерное время чтения: 11 минут
3838

«Семь рукопожатий – это про нас!». Таксисты намерены достучаться до власти

Члены профсоза таксистов и ОНФ проводят совместный рейд. Интересуются, есть ли у водителя лицензия на пассажирские перевозки
Члены профсоза таксистов и ОНФ проводят совместный рейд. Интересуются, есть ли у водителя лицензия на пассажирские перевозки / Станислав Ломакин / АиФ

Пока в организации 20 человек, но движение набирает силу. В Международный день таксиста, 22 марта, беседуем с руководителем вновь созданной организации Станиславом Татаренко.

Как и всех своих пассажиров, рыжеволосый богатырь встречает меня жизнерадостным громогласным: «Привет!».

«Жёлтый» работать не даёт

– Станислав, с какой целью вы решили объединить, по сути, конкурентов?

– Сегодня в реестре профессий «таксистов» нет, а я хочу вернуть людям, работающим в этой сфере, былое уважение и заработки. Добившись улучшения условий труда для всех, помогу и себе. К сожалению, многие из моих коллег уверены: сел за руль, на этом – всё. Это не так! Во внутренних правилах участников профсоюза мы чётко прописали обязанности таксиста. Водитель полностью отвечает за человека в поездке: как он зашёл, вышел, комфортно ли ему в салоне. С ужасом наблюдаю, как некоторые «водилы» даже не пошевелятся, чтобы помочь девушке погрузить чемоданы в багажник, донести до аэропорта. Зачастую на заказ приезжает машина, на которой дрова возить страшно. Так быть не должно, и это очень важно донести до коллег.

Кроме того, сообща легче решать любые проблемы. Знаете теорию семи рукопожатий? Так это про нас! Через таксиста можно выйти на любого человека. Сейчас вот общаемся с автомастерскими на получение скидок для членов профсоюза. Даже 10 процентов с ремонта «ходовой» – это существенно. Главное: объединившись в организацию, нам будет проще достучаться до власти.

– Что в идеале хотелось бы изменить?

– Чтобы власть взяла под контроль всё происходящее в нашей сфере: от упрощения получения лицензии до помощи в организации прохождения медосмотра и техосмотра на автопредприятиях.

Сегодня легализоваться на рынке такси сложно. Частное лицо никому не интересно. Многие из коллег готовы сделать лицензию, платить налоги, потому что это будущее, пенсии, стабильность в старости. Для пассажира наличие у машины лицензии – какая-то гарантия, что его довезут. Но всё упирается в бессмысленные требования к перевозчикам. Первое, что хотелось бы: отменить в области обязательный для такси жёлтый цвет. Покраска машины стоит 40 тыс. руб., не каждый готов разом выложить такие деньги, особенно если платишь кредит за арендованную машину. А перекрашивать, портить автомобиль жалко. Под плёнкой же машина начинает преть. Хватает её максимум на три года, а это новые траты. Плюс световое табло, квадратики на бортах; получение лицензии – 5 тыс. в год. Поэтому многие поступают проще: берут автомобиль в аренду и начинают работать. При этом не несут никакой ответственности. Пассажиру сложно доказать, что он попал в ДТП именно на такси. С агрегаторов спроса нет. В Москве были случаи, когда пострадавшему присылали в качестве компенсации промокод на одну бесплатную поездку, а виновник аварии спустя время регистрировался под чужими правами и продолжал работать.

Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Аппетиты растут

– Про какие агрегаторы вы говорите?

– Таксопарков, которые оказывали услуги пассажирам, сейчас практически не осталось. Есть компьютерные программы (они же агрегаторы). Пассажиры указывают начальный и конечный пункты, выбирают тариф. Данные отправляются на сервер, а оттуда – ближайшему водителю. Естественно, ни один агрегатор при постановке на учёт не проверяет водителя. Максимум единожды сфотографируют его машину. Вроде внешне целая, а что внутри? Никого также не волнует, трезв ли таксист. В Калининграде были случаи, когда водители на дороге просто отключались из-за употребления наркотиков. Зато агрегаторы имеют неплохой процент. Их аппетиты растут. Один из крупных агрегаторов, например, забирает 25%. Из заказа на 100 руб. мне остаётся 75. А ещё надо заплатить за аренду машины, заправить её, перекусить. Чистыми в итоге остаётся, дай бог, 25 руб. При хорошей работе минимум 1 тыс. руб. в день уходит на топливо. Ещё 1,5 тыс. на аренду. Надо сделать 45 заказов в день по городу, чтобы нормально заработать.

– Цены на бензин в нашей области одни из самых высоких в России, а качество?

–- Качество плохое. Есть «чёрный список» заправок. Если арендодатели машин узнают, что залил там бак, сразу штраф – 1000 руб. Я перешёл на газ. Только из-за этого более-менее зарабатываю. А так цены на такси не менялись с 2009 года.

 – Профсоюз намерен добиваться повышения стоимости поездки?

– Пытаться добиться от агрегаторов повышения цен сложно. Но, если «бомбилы» выйдут из тени и количество халтурщиков уменьшится, стоимость поездки автоматически поднимется. Сейчас у агрегатора она составляет 15–17 руб. километр. Водителю на арендованной машине приходится пахать по 18 часов в сутки, чтобы оставалось что-то на жизнь. При минимальной цене 25 руб. за километр пассажир сильно не пострадает (разница в 20 руб. никого не смутит). Однако это даст возможность таксисту работать меньше, чтобы получить ту же сумму; больше отдыхать. Ведь не секрет, что некоторые водители забыли, что такое дом. Поспят часок-другой в машине на автозаправке под камерами (там безопасно) и вновь – за работу. Не так давно таксисту в пробке стало плохо. Водители вызвали ему «скорую». Вечером позвонил из больницы: переутомление. Если бы ехал в аэропорт на скорости 100 км в час, всё закончилось бы куда трагичнее.

– Вряд ли те же агрегаторы добровольно откажутся потерять часть прибыли…

– Профсоюз отправит запрос на повышение цены. Допустим, нас не услышали. Тогда объявим, что сегодня-завтра, ещё пять дней не возим определённого агрегатора. Да, мы потеряем деньги. Но невозможно что-то получить, ничего не отдав. Было бы правильнее привязать цену такси к стоимости топлива: 1 км пути – пол-литра топлива. Сюда входит аренда, резина, дворники, брызговики, полироль для салона. Это тоже важно! Однажды сел в такси, где пахло шаурмой, а на полу валялась шелуха от семечек. Было неприятно. Я дважды в день заезжаю на мойку. У меня в машине семь тряпочек только для салона.

Контрольная «закупка»

– Борются ли контролирующие органы с «бомбилами»?

– Периодически устраивают рейды. Делают заказ. Когда пассажир расплачивается, осуществляется контрольная закупка. Врываются люди с камерами, удостоверениями: мол, почему взяли деньги, если нет лицензии. Но для того, чтобы признать, что водитель занимается нелегальными перевозками, необходимо три контрольных закупки в месяц. Шанс, что попадётся один и тот же человек, крайне мал. Нужна отдельная структура при горадминистрации и министерстве инфраструктуры, которая должна контролировать сферу такси. Этот же орган мог бы нам помочь решать конфликтные ситуации с пассажирами. Среди них немало тех, кто сбегает, не заплатив.

Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

– На водителей такси ещё нередко нападают. Приходилось обороняться?

– К счастью, нет. Отпугиваю большими габаритами. Но на коллегу напали, приставили нож к горлу. У него хватило ума не остановиться, а вдавить педаль в пол. Врезался в столб. Одного злоумышленника сам скрутил, другого вскоре поймали. Наркоманов хватает. Денег нет, идут к таксистам. Все машины профсоюза мы отметим наклейками. Если стоит автомобиль такси ночью на трассе с наклейкой, любой другой участник профсоюза остановится и посмотрит: всё ли нормально? Так на дороге обнаружили таксиста из Немана. Умер в машине – не выдержал нагрузки. У нас есть группы в соцсетях, в которых мы обмениваемся информацией, скидываем туда данные о проблемных ситуациях, недобросовестных пассажирах, которые могут выйти за чем-то и не вернуться. Есть приложения, в которых можно сделать кнопки тревоги. У ближайших водителей выскакивает информация, где машина находится. Было дело, таксист пожаловался в Вайбере на агрессивных пассажиров. Десять машин сразу же сорвались ему на помощь.

– Насколько разумно в Калининграде организовано движение?

– Нормально, чего не скажешь о качестве дорог. Взять, к примеру, Балтрайон – яма на яме, причём они появляются каждый день и сразу 10–15 см глубиной. Я живу в Янтарном. Еду однажды из Калининграда и вижу потрясающий ремонт. Куски асфальта лопатой кидают в ямы и даже не утрамбовывают. Нашел бригадира участка, позвонил. Тот объяснил: спешат к 8 Марта. А после праздника ездить уже не надо? Процентов сорок дорог ремонтируют таким образом. Где срочно нужны ремонтники, так это в Косме: каждый раз едешь, как по минному полю. Асфальт крошится, море летящих камней. Будучи одиночкой, я на этот вопрос не смогу повлиять. А профсоюз может.

Заработок и удовольствие

– В советское время таксистами в Калининграде трудилось 80 процентов моряков, а сейчас?

– Моряков среди нас не менее шести процентов. Полгода в рейсе, полгода подрабатывают. Плюс 40 процентов переселенцев, которые ничего другого не могут или не хотят искать. Треть таксистов – те, кого просто от этой работы прёт.

Я много чего в жизни перепробовал: трудился автомехаником, сорвал спину на стройке, но без машины себя не мыслил никогда. Помню свою первую поездку в такси. Мне было всего 4 года. 24-я «Волга» везёт нас от Южного вокзала до Красной. Я стою в середине салона, вцепился в подлокотники, а бабушка говорит: «Не отвлекай водителя, у него очень ответственная работа». Возможно, эта фраза и стала определяющей. Вот уже шесть лет в такси. И остаюсь при своём мнении: это отличная возможность совместить заработок и удовольствие.

– Вы называете себя мини-путешественником…

Кстати
До 10 тыс. км в месяц наматывает таксист

– Я бы не смог сидеть в офисе. Мне надо перемещаться. Езжу по области, с удовольствием рассматриваю новые дома, незнакомые места. К тому же, у таксиста нет чёткого графика. Можно отработать шесть часов и поехать домой отдыхать. Нет привязки к точке и месту. Полная свобода! А какие интересные люди встречаются! У меня в такси ездили артист из «Камеди клаб», режиссёр, есть фото с Пельшем. Как-то был на концерте индийца, а в Светлогорске он сел ко мне в машину. Включил его любимую песню. С удовольствием вместе послушали.

Общался с испанскими болельщиками. Те на полном серьёзе признались, что, будучи в Москве, высматривали на улицах медведей. Регион у нас курортный, поэтому таксист должен быть культурно подкованным. Когда везу гостей из аэропорта, обязательно показываю им две старинные виллы на Тельмана. Люблю Куршскую косу, по пути много чего расскажу. Но, конечно, самая лакомая дорога в сторону дома.

– Кто вас там ждёт?

– Жена. Дочка (ей восемь). Через пару месяцев сын родится. Сделал ему из старого плафона такси ночничок. Хочется чаще видеть родных. Так что на работе не убиваюсь. Придерживаюсь правила: если сегодня не заработал, значит, заработаю завтра. Обычно эта примета срабатывает. Бывает плохой день. Кто-то не с той ноги встал, пытается сорвать злость на таксисте. Но со мной это не прокатит, я всегда улыбаюсь. В такси поневоле станешь философом.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах