Примерное время чтения: 4 минуты
42

Сто дней МПП: подводим итоги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 12/12/2012

Незамеченной оказалась круглая для нашего региона дата - 4 декабря исполнилось 100 дней со дня начала активных взаимных поездок калининградцев и поляков, живущих в приграничных районах.

А между тем этот символический рубеж позволяет сделать некоторые выводы об экономических последствиях введения малого приграничного передвижения (МПП).

Колбасный трафик

На настоящий момент разрешения на МПП получили более 35 тыс. калининградцев, на

1 декабря зафиксировано более 150 тыс. пересечений нашими земляками российско-польской границы. Пограничники утверждают, что около 93% российских путешественников возвращаются из Польши обременёнными баулами с продовольствием.

- С тех пор как мы получили пластиковую карточку МПП, мы с женой и 6-летней дочкой выезжали к соседям трижды, - рассказывает житель Гурьевска Александр. - Посетили Эльблонг, Ольштын и яхтенную регату во Фромборке. Ездим в основном с туристическими целями, но и в супермаркет заезжаем. Продукты там дешевле тех, что продаются в Калининграде, в среднем на 12-18% и вкуснее. Ни разу не наткнулись на просроченную и испорченную продукцию.

Калининградец имеет право ввезти из Польши не более 50 кг товаров для личного потребления на сумму до 1 500 евро. По словам Александра, семья ввозит за раз не более 30-35 кг снеди. В основном мясные и молочные продукты, рыбные и овощные консервы. Если посчитать, что каждый раз, возвращаясь домой, калининградцы ввозят до 40 кг еды, то получится, что к настоящему моменту в область таким образом "импортировано" порядка 8 тыс. тонн продовольствия. Среди них - те, кто ввозит продовольствие на микроавтобусах для последующей перепродажи. Если груз превышает квоту, на него заполняется декларация.

Растим себе конкурента?

В масштабах потребления всей области доля ввозимых из Польши продуктов составляет не более 2-3%, однако владельцы торговых сетей не устают сокрушаться по поводу возможного отсутствия прибыли. Да и объёмы налоговых убытков от теневой торговли, видимо, были переоценены.

- Трудно поверить, что индивидуальные розничные покупки у соседей могут конкурировать с нашими разветвлёнными торговыми сетями, - недоумевает экономист Владимир ГОЛОВАЧЁВ. - К тому же у них - профессионалы, спецтехника, технологии, которые обеспечивают массированные розничные поставки.

- У калининградцев и бизнесменов ожидания от введения МПП и вступления в ВТО противоположны, - продолжает эту мысль депутат облдумы Павел ФЁДОРОВ. - Люди ждут если не снижения, то стабилизации цен на продукты, а предприниматели опасаются уменьшения своих прибылей. После открытия МПП думали, что цены на продовольствие снизятся, чтобы конкурировать с Польшей. Однако произошло наоборот: среднее подорожание этих товаров за три месяца составило около 7%. Проблема в том, что наши торговые сети не перестают накручивать до 50 и более процентов добавленной стоимости. Почему у нас нет хороших соков из Европы? Они там очень дорогие, а если к ним накрутить ещё 40%, здесь их никто не купит. Вот вам и разгадка торговой стратегии ритейлеров.

У замдиректора ООО "Балтия" Виктора КОЛЕСНИКОВА своя правда: "Торговые сети Калининграда конкурируют с производителями Польши, но это состязание для нас не критическое. У поляков более мягкие условия ведения бизнеса. Например, банковский кредит можно получить под 5-6% годовых. Там иные налоговые ставки для бизнеса, более низкая отпускная цена у производителя, отлаженная логистика. В любом случае, с рынка мы уходить не собираемся".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно