Примерное время чтения: 3 минуты
55

Прощай, отвёртка!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 31/10/2012

Уже полгода в регионе обсуждается тема создания автокластера, который позволит трудоустроить до 17 тысяч калининградцев. И вот на Гайдаровских чтениях, прошедших 25 октября в БФУ им. Канта, объявлено: подписан договор с концернами BMV и Magna о строительстве под Переславском (Зеленоградский р-н) заводов по производству автомобильных комплектующих.

Первые производственные мощности и жилые дома для автомобилестроителей предполагается сдать не позднее 2017 г.

От "Лего" - к автомобилям

Это решение, по идее, разрешит давние споры "Автотора" с таможенниками и налоговиками. Госстурктуры настаивали, что отвёрточная сборка не отвечает условиям льгот, которые предоставляются резидентам СЭЗ. Дело в том, что добавленная стоимость на произведённые авто сегодня не превышает 15%. К тому же в 2013 г. для предприятия заканчивается льготный период по налогам на имущество и на прибыль.

Что, кроме рабочих мест, даст региону автокластер? Если учесть, что сегодня на предприятии работает около 2,4 тыс. человек, которые приносят в региональный бюджет НДФЛ порядка 700 млн руб., можно предположить, что с 2017 г. эта сумма вырастет как минимум до 4,4 млрд руб. Вообще-то, холдинг и сейчас выплачивает налогов более чем на 22 млрд руб. (что равносильно трети доходной части регионального бюджета), но, по законодательству, львиную долю средств перечисляет в федеральную казну. Комментируя новость, губернатор Николай ЦУКАНОВ заявил:

- Дмитрий Медведев согласился на включение автомобильного кластера в программу развития региона. Сейчас автопроизводство не требует высокого уровня компетенции. Надеюсь, что теперь на "Автоторе" увеличится локализация, чтобы там не только собирали "конструкторы Лего", а реально производили автомобили.

Гладко было на бумаге...

По информации президента "Автотора" Валерия Драганова, через 5-6 лет добавленная стоимость на местных автомобилях увеличится с 15 до 56%. Но, по мнению специалистов, ситуация с созданием автокластера в регионе не столь проста, как кажется на первый взгляд.

- Сейчас все говорят, что отвёрточная сборка - это плохо, - поделился своими сомнениями президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий ТОМЧИН. - Но надо отдавать отчёт, что повысить добавленную стоимость почти втрое - чрезвычайно трудная задача. Не уверен, что она выполнима в ближайшее время.

Как пояснил Григорий Алексеевич, производство комплектующих - довольно сложный процесс. Серьёзно повысятся издержки производства, в том числе на зарплату квалифицированным рабочим, вырастут и налоговые отчисления. Пока неясно, где набрать столько обученных работников, а их понадобится, по самым скромным подсчётам, не менее 15 тыс. человек. Нельзя забывать, что производство комплектующих в Калининграде будет идти в жёсткой конкуренции с производителями из Европы, которым мы пока уступаем в главном - в производительности труда, а значит, наши детали будут не дешевле импортных. "Надеемся, что эксперты серьёзно просчитали новый проект и он будет завершён", - сказал в заключение Григорий Томчин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно