Примерное время чтения: 6 минут
76

Наш турист изменяет Парижу с Германией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 01/02/2012

Вхождение калининградских турфирм в систему е-voucher будет постепенным. Таков главный итог встречи местных операторов с сотрудниками Генерального консульства Польши в Калининграде, которая состоялась 26 января. О проблемах отрасли журналист "АиФ" беседует с председателем Ассоциации индустрии туризма области Тамарой ТОРОПОВОЙ.

- Тамара Петровна, по новым правилам все турфирмы, оформляющие визы для клиентов, должны предоставлять е-voucher, который может быть выставлен только компанией, сертифицированной в Польской туристической палате. Первоначально нам дали время на вхождение в систему до марта. Успеем ли?

- Нас успокоили: процесс включения калининградцев в систему е-voucher будет длительным. Оно и понятно: даже в Польше этот документ имеют всего 43 фирмы на 38 млн населения! Это мизер. Остальные представители отрасли у "соседей" возмущены. Консульство хорошо понимает преждевременность предъявляемых к нам требований. По сути это лоббистские ходы польских операторов.

Лоббистские ходы

- В чём их интерес?

- Заставить турфирмы работать через туроператоров, а не напрямую с отелями и гостиницами. Въездные визы в Польшу для европейцев отменили 10 лет назад. Туроператоры оказались не нужны и всё чаще стали поглядывать в сторону России. По е-voucher с Польшей давно работают Москва и Санкт-Петербург. Но у нашей области своя специфика: брать разрешение в Кракове (там сосредоточено большинство операторов, которые уже вовсю шлют нам предложения), чтобы поехать в Гданьск или Миколайки , - смешно. Мы надеемся, что нам разрешат работать по-прежнему. Калининградцы на уик-энд далеко не ездят, максимум в радиусе до 300 км. Отследить их несложно. Хотя сотрудников консульства можно понять: впереди матчи ЕВРО-2012, приграничное сотрудничество, е-voucher значительно упростит их работу.

- Не вырастут ли цены на туры, ведь польские операторы не будут оказывать услуги бесплатно?

- Думаю, польские отели и польские принимающие фирмы должны договориться. К примеру, операторы могут получать комиссионные за ваучеры от тех же отелей: они тоже пустыми стоять не хотят...

- С 1 февраля россияне не смогут получать визы в Генконсульстве Польши в Калининграде. Как это отразится на въездном туризме?

- Условия смягчили. Визы россиянам выдавать будут, но в индивидуальном порядке и при условии неперегруженности консульства работой. Исключение составят жители Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска (там есть свои кон- сульства).

- Ждут, что вы обратитесь к губернатору области, чтобы тот бился за возвращение прежнего порядка для всех соотечест- венников...

- До 50% летних туристических групп состоят из россиян. Мои коллеги говорят, что в этом - привлекательность нашего региона: те же москвичи приезжают на лечение в область, а заодно могут съездить в Польшу. Мол, пиши губернатору... Но о чём просить? Задумайтесь, где остаются деньги. В Гданьске - за проживание и питание. В Мальборке -экскурсоводу.

В регионе оседает всего 10% от общего тура. Получается, своим удержать туриста не можем? Мы эксплуатировали природный фактор, но вмешалась стихия, разрушив все пляжи... Это серьёзный звонок - займитесь туризмом! Разлив нефти в Паланге стал всенародной трагедией. Люди вышли на пляж и начали его чистить. У нас много слов, но мало дела. Серьёзных государственных вложений в отрасль не было никогда.

Собрал деньги и исчез

- Не обойтись и без изменений законодательной базы...

- Конечно. Нужно возвращать лицензирование агентств. Это единственная препона фирмам, которые собирают деньги и исчезают, что получило широкое распространение в крупных городах (хорошо, у нас таких ситуаций не было). Сейчас одна форма контроля за качеством туруслуг - посмотреть в договоре, кто оператор. И если в авиатурах всё понятно, то в автобусных турист расслаблен.

- Правда ли, что сегодня среди автобусов, отправляющихся за границу, немало "нелегалов"?

- Один из десяти. Пользуясь близостью границ, туристов во- зит тот, кто имеет право лишь продавать путёвки. Случись что, люди останутся без выплат. Самое страшное, что в нашей области это явление широко распространено в сфере детского туризма. Набираются группы ребятишек якобы на соревнования (общественным организациям визы выдаются бесплатно). А потом взрослые тёти ходят по магазинам вместе с детьми... Игнорируются требования перевозок: сколько сопровождающих должно быть, какие продукты с собой брать, какие стоянки делать... В федеральном реестре у нас числятся 69 предприятий туризма. Одно - из Советска, несколько - из Светлогорска, остальные - из Калининграда. 56 могут заниматься всеми видами турдеятельности. За каждой из фирм - оплаченные страховые взносы. Удивляюсь, как при таком многообразии потребитель умудряется находить фирмы, не имеющие за душой ничего!

Комфорт - на первом месте

- В предвкушении безвизового режима на границе с Польшей строят супермаркеты с расчётом на калининградцев. Туризм меняет ориентацию с развлекательного на промтоварно-про-дуктовый?

- У нас и сейчас основное направление - шоп-туры. Калининградцы закупают в Польше одежду, коляски, продукты...Недавно заехала с группой в супермаркет рядом с Мальборком, 90 км от границы, там все продукты с прилавков сметены. Прошло 20 российских автобусов. Что удивляться: тот же творог, птица там вдвое дешевле...

- Изменились ли с кризисом предпочтения земляков? Экономят ли на путешествиях?

- Судя по зимним каникулам, падения спроса не было. Многие предпочли в этом году Закопане Карпачу, где построили новый отель. Мы отправили туда 26 автобусов. Вновь стали заказывать корпоративы. Население у нас структурировано по доходам. Высший класс выбирает экзотические туры. У среднего на первом месте - комфортность проживания и питание. Раньше было всё равно, где спать, лишь бы увидеть Париж. Сейчас Париж соединяют с ночлегом в Германии, где богаче завтраки.

- Сейчас много говорят о путях развития области. Может ли туризм стать основным стратегическим направлением?

- Я бы не стала питать больших иллюзий. У "соседей" в маленьких городках сервис несравнимо выше, зачастую число койко-мест превышает количество жителей. Взять, к примеру, Друскининкай (Литва). Чтобы продлить сезон, здесь построен аквапарк. Готовится проект создания искусственного моря с насыпным пляжем. А ведь основным направлением считался лечебный туризм! Сейчас он составляет всего 1-2%, остальное - событийный туризм. Сейчас вот калининградцы едут туда на концерт группы Rammstein. Сейчас у нас спорят, нужно ли восстанавливать Королевский замок. Один из проектов я видела. Ну, сделают раскопки под стеклом, наскребут экспонатов на зал рыцарства, и всё...Чтобы проект жил, он должен быть функционален. На мой взгляд, было бы полезнее развивать "новодел". К примеру, ту же Рыбную деревню...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно