23

В школе из детей делают "хроников"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 19/10/2011

На днях медицинская общественность обсуждала любопытный документ: "Анализ заболеваемости детей и подростков". Впечатление от прочтения ошеломляющее. Сухие цифры статистики комментирует главный педиатр Калининграда Ирина ЧЕРКЕС.

Демографический провал

- Ирина Владимировна, в 2000 году детское население областного центра (от рождения до 17 лет) составляло 86 тыс. человек, сейчас - 64. За 11 лет мы недосчитались 22 тысяч человек. Скоро на улицах и детского смеха не услышишь...

- Статистика грустная. Снижается число подростков - тех, кто в недалёком будущем станет папами и мамами. Вспоминаю самые "провальные" по рождаемости года - 1995-2000. В те времена в детских поликлиниках города наблюдалось всего 3000 детей первого года жизни, в 2010-м таких - уже 5000. Я не специалист по демографии, но мне кажется, что некоторое время мы будем иметь рост рождаемости, но с учётом снижения числа подростков численность населения возрастать такими темпами, как сегодня, не будет. Нужны кардинальные меры - социальные реформы, которые сподвигнут женщин к рождению второго и третьего ребёнка в семье.

- За 11 лет общая заболеваемость детей и подростков выросла практически вдвое. Каждый второй нуждается в углублённом обследовании и лечении. В основном это хронические заболевания. Значит, на каком-то этапе ребёнка просмотрели...

- Вполне реально. Качество диспансеризации было низким.Выявляемость составляла всего 11%. Пришли в школу специалисты (иногда не все), пригласили мальчишек и девчонок в кабинет - руки-ноги на месте - поставили "галочку". Сейчас всё чётко. Не осмотрен ребёнок по стандартам, не сделаны анализы в срок - деньги лечебное учреждение не получит. В этом году, с сентября по декабрь, в рамках диспансеризации проверят здоровье 14-летних школьников (в городе таких 1853). Их осмотрят 10 "узких" специалистов, в том числе всех детей - детский эндокринолог, мальчиков - дополнительно уролог-андролог, девочек - акушер-гинеколог. Наша задача: выяснить репродуктивный потенциал детей...

- И каковы результаты?

- На днях посмотрели более 90 подростков в 6-й поликлинике Калининграда. Как оказалось, 15% нуждаются в консультации и лечении. Много мальчиков с задержкой полового развития, с варикоцеле ( а это риск бесплодия). Подростков направят на дообследование, при необходимости - на операцию. Ещё один наш бич - ожирение...

Как пережить гормональную бурю?

- В школах проблему с питанием решили: оборудовали столовые, разнообразили меню...

- Там всё замечательно. Отсутствует культура еды в семьях: никто не завтракает, едят полуфабрикаты. Отсюда боли в животе - гастродуоденит.

В гимназиях и лицеях другая беда - т. н. синдром отличницы: из-за постоянного напряжения, волнений у девочек - сплошь и рядом задержка менструации, вегетососудистая дистония.

Одна из школьниц заработала перед экзаменами нарушение мозгового кровообращения. Восстановиться ей не удалось - пришлось отправиться на лечение в федеральный центр. С точки зрения физиологии, подростковый возраст предназначен исключительно для становления сексуальной (репродуктивной) функции, а не социальных достижений. И это нужно учитывать. Ребёнок - в эпицентре гормональной бури...

- Как помочь её пройти?

- Гормональный дисбаланс "успокоит" только правильный образ жизни, режим дня и питания.Конечно, наивно предполагать, что подросток встанет из-за компьютера и ляжет в 21.00 спать. Это нужно прививать с детства: прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, правильное питание без жировой основы - каши, мясо, молоко, без кофе и крепкого чая. Настаивать не нужно, нужно разъяснять. Кстати деление на "сов", "жаворонков" и "голубей" - искусственно. Все люди от природы - "жаворонки". Мы сами себя делаем ночными птицами. К примеру, не так давно в 23.00 в пиццерии увидела родителей с 6 -месячным ребёнком! Что ему там делать в такое время?!

Цена знаний

- Чётко прослеживается тенденция: от детсада к школе здоровье катастрофически портится. Снижение остроты зрения, больной желудок, сколиоз - не высока ли цена?

- Статистика действительно неутешительная. Так, если из детсада выпускается 9% детей с хронической патологией, то в школе их количество удваивается. Взять, к примеру, проблемы со зрением. Перед поступлением в образовательное учреждение плохое зрение выявляется у 7% детей. За год до окончания школы их уже почти 20%, а перед выпуском - 37, 5% (следствие активной подготовки к экзаменам!). Та же тенденция с нарушением осанки. Ежегодно в ряды сутулых вливается 5% учащихся. К концу обучения то, что было функциональным нарушением осанки, становится "органикой": позвоночник фиксируется в неправильном положении, страдают внутренние органы...

- Понятно, что мы не можем изменить школьную программу, уменьшить объём информации. Как свести негативные последствия к минимуму?

- Воспитывать в детях престижность здорового образа жизни. Чтобы им хотелось жить в полную силу.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых