Примерное время чтения: 3 минуты
46

Пригородные электрички отменяются?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 21/09/2011

Реформа РЖД вызывает у читателей массу вопросов. Один из самых распространённых: "Правда ли, что за пригородное пассажирское сообщение теперь отвечают пригородные пассажирские компании, услуги которых должны оплачивать региональные власти? Но если у них не будет денег, то и электричек больше не будет?"

Цена - доступная

- С 2011 года всеми вопросами, в том числе и установкой тарифов пригородных перевозок, занимаются пригородные пассажирские компании (ППК), - рассказали нам в пресс-службе РЖД, - а региональные власти, выступая в роли соучредителей этих компаний, не только утверждают тарифы на перевозки, но и должны возмещать железнодорожникам из своих бюджетов разницу между реальной и экономически обоснованной стоимостью проезда.

Необходимым является заключение договора между перевозчиком (пригородной пассажирской компанией) и субъектом Федерации. В договоре прописываются все вопросы, связанные с организацией пригородных перевозок и ответственностью сторон: как по предоставлению услуг, так и по их оплате.

Согласно типовым условиям договора, регион рассчитывает потребность населения своей территории в железнодорожных перевозках, заказывает необходимый объём транспортных услуг у компании-перевозчика и устанавливает доступную для большинства пассажиров стоимость билетов. Компания-перевозчик рассчитывает экономически обоснованный уровень тарифа и предъявляет региональным властям расчёты ожидаемого финансового результата при существующих тарифах.

Плюс 1 руб. 20 коп.

Железнодорожный транспорт во всём мире является относительно дорогим средством передвижения из-за включения в цену перевозки инфраструктурной составляющей (стоимость содержания путевого хозяйства). У автомобильного транспорта такая составляющая отсутствует. В европейской практике существует механизм государственной компенсации этих затрат для железнодорожных компаний. Так, в Германии на 1 евро, оплаченный пассажиром через стоимость билета, государство компенсирует 6 евро.

В России подобный механизм введён, но пока не работает в полном объёме. Из 35 млрд рублей выпадающих доходов перевозчиков в 2010 году региональные власти компенсировали только 10% (3,5 млрд руб.). Расчёты показывают, что для нормальной безубыточной деятельности ППК на 1 рубль, оплаченный пассажиром, государству достаточно компенсировать 1 рубль 20 копеек из бюджетных средств. РЖД удалось убедить субъекты Федерации направить в Министерство финансов заявки на полное возмещение затрат ППК. В итоге правительство поручило заложить в федеральный бюджет на 2011 год около половины необходимых средств (25 млрд руб.) для субсидирования региональным бюджетам этих затрат.

Таким образом, выполнено принципиальное условие для существования и развития пригородных перевозок, которое позволит вывести их на безубыточный уровень и сделает этот сегмент привлекательным для частного бизнеса.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно