Примерное время чтения: 4 минуты
442

"Вместо машины купил виолу"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 27/07/2011

Коллекционеры - люди особые. За счастье обладать очередным экспонатом они готовы выкладывать немалые средства. Калининградец Дмитрий ПОНОМАРЁВ собирает редкие музыкальные инструменты, среди которых есть уникальные.

Однокомнатная квартирка в центре Калининграда заставлена музыкальными инструментами. Главная гордость - старинные виола да гамба (прародительница нынешней виолончели) и лютня. И это - большая редкость.

- Десять лет назад мне в руки случайно попал диск Жорди Саваля, одного из самых известных исполнителей старинной музыки, - рассказывает музыкант. - Слушал и никак не мог понять, что за инструмент звучит. Знатоки подсказали: записана старинная виола да гамба. Тронуло! Захотелось попробовать самому, тогда я даже представить не мог, что через несколько лет смогу держать в руках этот удивительный инструмент. Не всем старинное искусство по карману... Главный вопрос: где купить?

Помогли англичане

- Когда берёшь в руки лютню, начинаешь верить в существование Бога - невероятный звук, - говорит Дмитрий. - Мастеров, которые создают эти инструменты, можно пересчитать по пальцам. Очередь огромная. Чтобы только сделать заказ, люди ждут по 10-12 месяцев! Мне повезло: эту виолу я купил с рук. Цена сопоставима со стоимостью автомобиля. Но я предпочитаю вкладывать энергию в инструменты. Хорошо, с родными у меня здесь полное понимание: они тоже "пойманы музыкой", старшая дочь занимается фортепиано, а младшая - на скрипке. Из поездок по странам друзья теперь привозят мне национальные музыкальные инструменты.

Все эти экспонаты у Дмитрия "в работе". Он берёт уроки по классу виолончели в музыкальном колледже Рахманинова и сам пишет музыку - акустическую и для старинных музыкальных инструментов, даёт концерты.

- Кто-то пишет музыку "из головы", мне же нужно почувствовать инструмент пальцами, - продолжает мой собеседник. - Пошёл к педагогу, чтобы освоить виолу, когда понял, что сам уже не справляюсь. Для старинных музыкальных инструментов и ноты свои - табулатуры, прочесть их сможет не каждый музыкант. Проблема в том, что в России нет школ, где преподавали бы это искусство!

Калининградцу помог английский специалист Марк Кодель.

- Марк предложил мне сыграть на его, коллекционных, инструментах. Выносит он из кладовки одну виолу, другую, а потом даёт мне в руки ещё одну... Звук - волшебный. Оказывается, этот инструмент создан в 1746 году. Что я в тот момент испытал? Культурный шок!

Нужна господдержка

Старинная музыка элитарна, сейчас к ней в Евопе большой интерес.

- Я недавно вернулся из Польши, - говорит Дмитрий. - Там 4 года действует школа старинной музыки, выпускники которой получат диплом государственного образца. Там заинтересованы в развитии этого направления. Мы же об этом можем только мечтать...Да, для русской культуры эта музыка "чужеродная". Но Калининград - особый регион, это могло бы стать нашей изю- минкой!

- Хотелось бы создать свой музыкальный коллектив, - мечтает коллекционер. - Были попытки сотрудничества со школой Гофмана. Но нет региональной программы, тех, кто был бы заинтересован в развитии этого направления. А ведь даже в братской Белоруссии есть школа игры на спинете, лютне, гамбе...

Несколько лет назад я написал концерт для мандалины с оркестром, который посвятил Ботаническому саду. В Дюссельдорфе нашёл исполнительницу, которая согласилась записать композицию. Спонсировать это мероприятие взялись англичане, но из-за бюрократических проволочек оно не состоялось. Но я надежды не теряю.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно