Примерное время чтения: 5 минут
103

Вагоны попали в тупик

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 13/07/2011

Путь в тупик - такое представление о нашем регионе сложилось у владельцев вагонного парка ОАО "РЖД" не случайно. Остродефицитный подвижной состав для грузовых поездов, попав в Калининградскую область, простаивает долгое время. Грузополучатели не торопятся с выгрузкой и отправкой вагонов обратно в большую Россию. Именно поэтому собственники вагонов не заинтересованы в обеспечении региона подвижным составом.

Объёмы не по зубам?

Несмотря на хорошо развитую инфраструктуру и выходы в Европу, перерабатывающий потенциал Калининградской железной дороги сегодня используется лишь наполовину. О причинах этой ситуации говорилось уже не раз. Это и вопросы тарифной политики сопредельных государств по отношению к эксклаву, и напрасная потеря времени на таможенных процедурах. Теперь к ним добавился дефицит вагонов.

По ряду позиций железнодорожникам удалось добиться от Литвы и Белоруссии скидок на перевозку грузов через территорию этих стран. Продолжаются переговоры руководителей Калининградского центра фирменного транспортного обслуживания по упрощению прохождения таможенных процедур при отправке грузов.

Однако реальная ситуация показывает, что даже при возможно максимальных тарифных послаблениях для региона калининградские стивидорные (от англ. stevedore - "укладывать груз") компании не готовы к приёму и переработке значительного объёма товаров. Бывает, что портовый комплекс с трудом перерабатывает даже усреднённый объём, поступающий в его адрес.

Склады на колёсах

Свидетельством тому - сложившаяся в первом полугодии 2011 г. ситуация на главной грузообразующей станции Калининград-Сортировочный. Скопление цистерн и полувагонов здесь не всегда показатель огромного потока грузов. Это подвижной состав, неделями безрезультатно ожидающий выгрузки. Остро востребованные в других регионах, в нашей области вагоны превращаются в склады на колёсах. К примеру, в течение 1-го полугодия на станции Калининград-Сортировочный простаивало около 100 вагонов в сутки с мазутом, предназначенным для одного из предприятий портового комплекса. Перерабатывающая возможность компании по этому грузу - 48 вагонов в сутки, выгружалось же всего 12 за двое суток. То же происходило и на подъездных путях необщего пользования.

В начале июня здесь скопилось около 100 цистерн с керосином. Ситуацию с застрявшими на путях вагонами удалось-таки разрулить к концу 1-го полугодия. На сегодня портовый комплекс и железная дорога работают в нормальном режиме, что называется, с колёс. Но где гарантия, что пробки из неразгруженных вагонов не образуются вновь? Ведь склады на колёсах за последние годы стали хронической болезнью региона. Неудивительно, что владельцы подвижного состава ОАО "РЖД" неохотно направляют вагоны в самый западный российский регион. Для них наши "фирменные" длительные простои равносильны потере состава.

Нелогичная логистика

Статистика говорит сама за себя. По данным Калининградской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", за 6 месяцев текущего года грузооборот ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" сократился на 19,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом нахождение вагонов на ответственности КМРП за 6 месяцев 2011 г., по сравнению с прошедшим годом, увеличилось на 14,3 часа. Не лучше обстановка и в Калининградском морском торговом порту. Здесь среднее время нахождения вагонов на путях необщего пользования за 6 месяцев текущего года увеличилось, в сравнении с прошлым годом, на 6,42 часа.

По мнению специалистов, порты зачастую не справляются с выгрузкой по причине недостаточного количества ёмкостного парка для хранения нефтепродуктов и весьма своеобразной "логистики" при увязке подхода судов с поступлением грузов по железной дороге. С точки зрения штрафных санкций, на порядки дешевле оплачивать простой вагонов, чем судов. А в итоге проблемы "по цепочке" возникают у всех, кто задействован в процессе перевозки.

- Неудовлетворительная выгрузка вагонов в порту, скопление их на путях приводит к ограничению пропускной способности магистрали, невыполнению заданных параметров по обороту вагонов и, самое главное, несвоевременному обеспечению подвижным составом иных пользователей услуг железнодорожного транспорта, - отмечает заместитель начальника Калининградской дирекции управления движением по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок Татьяна ЛИПИНСКАЯ.

Вывезет локомотив?

КЖД ищет пути решения проблемы. Так, в адрес руководства Калининградского морского торгового порта направлено предложение об обслуживании пути необщего пользования арендованным локомотивом. Такая мера позволила бы оперативно планировать выполнение погрузочно-разгрузочных работ, своевременно подавать вагоны к грузовым фронтам, а также сократить время нахождения вагонов под грузовыми операциями, тем самым ускоряя оборот подвижного состава. При этом руководство Калининградской железной дороги готово выделить в передаточном парке "Порт" станции Калининград-Сортировочный железнодорожные выставочные пути для передачи вагонов. К сожалению, решение по этому вопросу пока не принято. Как до сих пор не определены договором и перерабатывающие способности железнодорожного пути необщего пользования торгового порта.

Расчёт этого показателя позволил бы повысить качество планирования и обеспечения максимальной согласованности технологических циклов работы путей необщего пользования с технологией работы железных дорог. Специалисты Калининградской дирекции управления движением даже произвели необходимый расчёт, однако согласовать объёмы с руководством КМТП пока не удалось.

Сплошные риски

Возможно, исправить ситуацию поможет создаваемая Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" электронная площадка, благодаря которой собственники вагонов и грузовладельцы смогут напрямую обмениваться информацией. Однако это дело не одного дня. А пока для собственников вагонов работа с калининградскими грузополучателями сопряжена с рядом рисков. Помимо особого географического положения это длительные простои в регионе приватных вагонов, отсутствие их оборота, а значит, дополнительные убытки. В такой ситуации владельцы вагонов не заинтересованы во взаимодействии с бизнесом нашего региона. Как результат, область будет обеспечиваться вагонами по остаточному принципу, рискуя оказаться в ситуации хронического дефицита подвижного состава. Что за этим стоит? Удар по экономике региона, нанесённый собственными же руками.

Реклама

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно