Примерное время чтения: 8 минут
127

Урожай-2009: путь от поля до прилавка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 04/11/2009

В регионе подводятся итоги сельскохозяйственного сезона. Нынешний урожай - один из самых серьёзных в истории области за последние 15 лет - и это несмотря на кризис.

По некоторым видам продовольствия прибавка по сравнению с прошлым годом может достичь 15-20%. Казалось бы, повод для радости. Но теперь у фермеров болит голова: как реализовать произведённую продукцию. Эта проблема в ценовом аспекте интересует и каждого из нас, кто ежедневно покупает молочные и мясные продукты, хлеб и овощи.

За "круглым столом" редакции "АиФ-Калининград" собрались:

ГЕРГЕЛЬ Олег Валерьевич, первый заместитель министра сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, ЗВАНОК Сергей Николаевич, генеральный директор управляющей компании "Центральный продовольственный рынок", СТОРОЖУК Александр Анатольевич, глава КФХ "Рось", АВАГИМЯН Георгий Рачикович, председатель СПК им. А. Суворова, ПОНАСЕНКО Николай Викторович, коммерческий директор ООО "Гусев Молоко".

Бурёнке повысят зарплату

"АиФ":

- Хотелось бы понять: за счёт чего удалось собрать такой большой урожай?

Олег Гергель:

- Крестьяне стали активнее инвестировать в сельхозпроизводство. Приобретают больше современной техники, засевают качественные элитные семена, совершенствуют культуру применения удобрений и средств защиты растений. Как следствие, повысилась урожайность. Например, по картофелю - на 10 центнеров с гектара, по рапсу - на 6,5 центнера. Увеличились посевные площади - в этом году примерно на 10%. Растёт и производство мяса: в нынешнем году впервые мы производим более 600 т свинины в месяц. В целом по некоторым позициям область не только обеспечивает себя продуктами, но и вывозит их в Россию и даже за границу.

"АиФ":

- Почему тогда производитель недоволен низкими закупочными расценками, а покупатель ропщет на высокие розничные цены?

Георгий Авагимян:

- Вот как эта проблема видится с точки зрения производителя. Назову несколько цифр: за 9 месяцев 2008 г. наше хозяйство получило более

804 т молока, мы заработали почти 9,28 млн. руб. За такой же период этого года мы надоили молока на 24 т больше, но денег получили меньше - всего 7,02 млн. руб. Причина в том, что закупочная цена молока упала с 11,54 руб. до 8,48 руб. - почти на 27%. Посредники говорят: "Кризис, цены падают". Но почему тогда цены в магазинах практически не изменились? К тому же расчёт за молоко идёт с опозданием. А ведь наша продукция - скоропортящаяся и реализуется за 2-3 дня. Где гуляют наши деньги? Думаю, что власть всё-таки должна участвовать в регулировании цен: исходя из цены товара на прилавке должны определяться отчисления в цепочке "производитель-посредник-продавец".

Николай Понасенко:

- Мне кажется, уповать на правительство некорректно. Когда есть вмешательство в рыночные отношения, начинается казарменная экономика. Если говорить о нашей компании, то с начала кризиса и до сегодняшнего дня мы закупочные цены не снижали, за исключением отдельных хозяйств, но не более 5%. А вот цена реализации молочной продукции в мае снизилась до 15%, и расценки остаются на этом уровне. Кстати, в России закупочная стоимость молока - примерно 8 руб. за литр, в некоторых регионах ещё дешевле. Ещё одно замечание: сегодня торговые сети ведут себя по отношению к поставщикам достаточно порядочно. У нас, например, нет просроченной задолженности. Хозяйства, сдающие молоко, получают деньги без отсрочки платежа.

Олег Гергель:

- Действительно, в магазинах цены на молоко снизились. В нашем министерстве мы еженедельно изучаем динамику цен. Например, в торговой сети АО "Молоко" снижение доходит до 15-20%, в других сетях - от 3 до 15%. Есть ли диспаритет закупочных и розничных цен? Есть. Нас это не устраивает, и мы стараемся повлиять на ситуацию, в том числе и по линии антимонопольной службы. Кстати, калининградская закупочная цена на молоко в 2008 г. входила в тройку самых высоких не только в СЗФО, но и в целом по России. Есть хорошая новость для производителей: министр сельского хозяйства Андрей РОМАНОВ на прошлой неделе в Москве встречался с председателем молочной Ассоциации господином ДАНИЛЕНКО, и он сообщил, что в первой декаде ноября повысятся закупочные цены на молоко - примерно на 2 руб. Подчеркну, это не повлияет на стоимость молочной продукции в магазинах.

Георгий Авагимян:

- С молоком понятно. А по поводу зерновых культур, если бы у нас развивалось животноводство, мы бы активно сбывали зерно на корм.

Олег Гергель:

- Растениеводство - это не только кормовая база для скота или сырье для мукомольного производства. Это ещё и большой экспортный потенциал. Здесь стимул для крестьян - постановление губернатора о дотировании экспорта зерна за границу в сумме 500 руб. за тонну. Появилась заинтересованность сеять и собирать высококачественную продовольственную пшеницу для мукомольного производства, чтобы она не уступала привозной муке. Прошли времена, когда можно было выращивать низкосортицу, мол, всё равно купят. Ещё один важный фактор: в этом году все предприятия региональной Ассоциации животноводов закупили на корм местное зерно, одна только "Прибалтийская мясная компания" взяла 6 тыс. тонн! А есть еще "Правдинское свинопроизводство", предприятие "Восход" в Гурьевском районе - они потребуют дополнительного фуража.

Овощеводов "давят" посредники

"АиФ":

- Как можно оценить ситуацию с овощами?

Александр Сторожук:

- Она повторяется из года в год: осенью цены "обваливаются", а в январе-марте достигают пика. В сентябре картофель у нас покупали по 5,5 руб., а на рынке он шёл по 10 руб. Правда, в этом сезоне нет столь сильного давления со стороны поставщиков из Польши, Литвы и Белоруссии. Главная проблема овощеводов в том, что никто не имеет инфраструктуру хранения и переработки. В Польше крестьянин сеет всего 5 га капустой, но спокойно заходит в торговые сети и продаёт квашеную капусту под своим брэндом за 17 руб. кило! А у нас та же капуста стоит 40 руб.

Фермеры сейчас стараются выходить на местные рынки, в том числе Захаровский, Московский, рынки в районных центрах, где мы торгуем напрямую. Что это даёт? Люди могут заготовить картофель по 6-7 руб. за килограмм, а мы получаем более-менее приемлемую цену реализации. Правда, не везде на рынках нас встречают одинаково. Например, на Захаровском нам выделили место, но за 2 месяца не было дня, чтоб транспорт заехал на площадку без проблем. Каждый раз приходится торговать на новом месте, а ведь покупатель не будет искать тебя. Дирекция вроде бы говорит: обращайтесь, будем решать, но если заезд транспорта идёт в 2 часа ночи, не назвонишься.

Овощеводы говорят: последние 15 лет мы молотили на посредников. Но и сегодня производители оттеснены от точек сбыта, особенно от торговых сетей.

Сергей Званок:

- Так в чём проблема, приходите на Центральный рынок! К сожалению, по законодательству управляющая компания не может заниматься закупом продукции. Но мы создаём все условия для производителей. С июня мы зарезервировали 38% торговых мест предоставлено местным производителям, для отдельных мест они имеют 50-процентную льготу в оплате. У нас появилась площадка на ул. Баранова по торговле мелким оптом с транспорта в субботу-воскресенье, а в эти дни на рынке бывает до 60 тыс. человек. Цена места на автомобиль -150 руб.

Олег Гергель:

- Действительно, у нас развивается торговая сеть, работающая напрямую с производителем. Например, когда стало ясно, что мы выходим на ежемесячное производство свинины в 600 тонн, то совместно с администрацией Калининграда решили открыть несколько торговых точек, где можно купить мясо по 150 руб. за кг.

"АиФ":

- Говорят, что продавцы в довесок к мясу кладут кости...

Олег Гергель:

- Это личная инициатива продавца и нарушение Закона о защите прав потребителя. Покупатели имеют полное право жаловаться в общества по защите прав потребителей.

Защитит кооператив

"АиФ":

- Глава Роскомрыболовства Андрей Крайний обещал открыть в Калининграде сеть недорогих рыбных магазинов "Океан"?

Олег Гергель:

- Это вопрос не сегодняшнего дня. Такой проект есть, он прорабатывается, но будет реализован не в 2009 г. Есть сложности с логистикой, каналами поставки, хранением рыбы.

Георгий Авагимян:

- Закуп продукции надо совершенствовать. Если у крупных производителей продовольствие как-то скупается, то как быть отдельным семьям? В моем хозяйстве люди каждый день обращаются: кто-то откормил пару поросят, кто-то десяток баранчиков - не знают ,куда сдать. У нас так и не появился аналог заготконтор, где можно было бы продать свою продукцию.

Олег Гергель:

-Свято место на рынке не бывает пустым. Рано или поздно у нас появляются предприятия, которые займутся скупкой, хранением, упаковкой и распределением продукции по сетям. Это могут быть кооперативы, тем более что государство готово датировать их. В Литве есть кооператив, который перерабатывает до 200 т молока в сутки! Кооператив - это возможность уйти от диктата перекупщика. Вообще мне приятно, что крестьяне стали активнее заниматься маркетингом бизнеса.

Спасибо редакции за возможность встретиться и обменяться идеями и мнениями. Мы будем оперативно реагировать на конструктивные предложения и поддерживать ваши начинания.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно