Примерное время чтения: 7 минут
71

Галина Вишневская: "Чтобы получить имя - нужна сцена"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 23/04/2008

Галина ВИШНЕВСКАЯ, привёзшая на открытие Второго международного фестиваля искусств "Русская музыка на Балтике" вместе со своим Центром оперного пения нетленного "Евгения Онегина", не была в нашем городе долгих 63 года.

Ещё весной 1945-го, будучи артисткой Ленинградского театра оперетты, она приезжала в столицу тогдашней Восточной Пруссии с фронтовой агитбригадой, чтобы песней подбодрить ведущих победное наступление красноармейцев. В её памяти остался напрочь разрушенный английской авиацией город.

- Те ужасы, что я тогда увидела, запомнились на всю жизнь. Единственное уцелевшее сооружение, несмотря на жуткую бомбардировку, - это зоопарк. В нём даже звери были. Ну и, конечно, жалость вызывало немецкое население, сильно голодавшее. Я сама девчонкой пережила 900 блокадных дней в Ленинграде, так что не понаслышке знала, что такое нехватка еды. Сегодня же перед моими глазами предстал город, в котором мне никогда не приходилось прежде бывать.

- Что успели посмотреть в Калининграде?

- Выходной провела в Светлогорске. Пока мои мальчики и девочки совершали марш-бросок в Клайпеду на репетицию "Онегина" с тамошним оркестром Музыкального театра. Что делать - зал вашего драмтеатра расписан по часам, а репетировать в день спектакля для музыкантов большая нагрузка. Я прошлась по янтарным лавкам. К "солнечному камню" очень неравнодушна - приобрела по два комплекта роскошных браслетов и бус.

- Кого вы привезли с собой на фестиваль "Русская музыка на Балтике"?

- Это талантливые молодые певцы из моего Центра оперного пения. Я их очень люблю и прочу большое будущее. Наш "Онегин" в постановке Андриса Лиепы получился чистым, искренним, почти все персонажи соответствуют возрасту, обозначенному Пушкиным. Онегина, Татьяну играют 20-летние артисты, это их первый сценический опыт. До сих пор никто из них ни в одном театре не играл. В наш Центр молодёжь на конкурсной основе поступает из консерваторий, музыкальных училищ, колледжей. На сцене театральной студии, расположенной в здании Центра (это зал на 360 мест, оркестровая яма), мы ставим настоящие спектакли без купюр, только хоровые сцены убираем. Так что работа у нас настоящая. Такие заведения, как Центр оперного пения, считаю, должны быть в каждом государстве. Единственная возможность для артиста наработать свой репертуар - именно в студиях такого плана.

Не секрет, что консерватория в лучшем случае учит, как грамотно спеть несколько арий. А в смысле развития артиста, формирования его сценического облика ничего не даёт. Не имея должного опыта, вокалисты выходят в жизнь. И начинается хождение по мукам. Не только у нас, в России, во всём мире так. По своему опыту знаю (а я уже более 60 лет на сцене), что молодым артистам надо начинать свой путь не стажёром в театре, а готовиться исподволь к сценической работе. Чтобы была видна перспектива, возможности. Мы даём им такой шанс - проявить себя в работе с дирижёрами, режиссёрами, своими сверстниками по цеху наконец. Кстати, спектакли у нас идут, как правило, на языке оригинала: "Кармен" - на французском, "Риголетто" - на итальянском.

Я считаю, по-другому молодого артиста воспитать невозможно. Сегодня на западе, чтобы получить роль в театре, нужно имя, но чтобы получить имя - нужна сцена. А как без имени попасть на сцену? Образуется замкнутый круг, ставящий, по сути, крест на карьере потенциальной звезды. В Советском Союзе в своё время ситуация складывалась проще - существовала масса театров, какой-то лучше, какой-то хуже, но было место, куда молодой артист мог быть принят, выйти на сцену, открыть рот, запеть. Такие вот соображения подвигли меня к организации Центра оперного пения. Прошло немного времени, а я уже вижу, насколько была права. Другого пути просто нет.

- Ваши воспитанники уже где-то серьёзно засветились?

- А как же! Лёша Тихомиров в "Геликоне" самого Бориса Годунова поёт. Не затерялась в Большом наша меццо-сопрано Оксана Корниевская. Они стали востребованны после двух лет обучения в Центре. Но сто процентов гарантирую, что никто из них не был бы принят в штат столь солидных учреждений культуры, не пройди они нашу школу. Первый год, как правило, уходит на то, чтобы исправить голосовые недостатки, их все имеют. Певцам я советую вполголоса учить репертуар и настраивать свой аппарат.

- Что вы можете сказать о современной российской эстраде?

- Ничего не имею против "лёгкого" жанра, сама начинала с оперетты и до прихода в Большой театр 8 лет провела на сцене - давала сольные концерты, участвовала в так называемых вечерах советской песни. Основу моего репертуара составляли песни Шульженко. Я её обожала, копировала - это была потрясающая эстрадная певица. Однако то, что я наблюдаю сегодня, никак нельзя назвать пением, искусством. Телеэкран заполняет в огромном количестве нечто мне совершенно не знакомое. Впечатление, что в России умерла настоящая музыка - ни Мусоргского, ни Чайковского. Даже в правительственных концертах преимущественно поют драматические артисты, табунами бродят воспитанники "Фабрики звёзд", но ни одного классического певца не услышишь. Исчезли из афиш вокальные вечера в филармониях. Очень грустная картина.

- Вас что-то связывает с кинематографом?

- Да, я снималась однажды - в 1965 году, в фильме "Леди Макбет Мценского уезда" по опере Дмитрия Шостаковича "Катерина Измайлова". Там я пела и играла, в отличие от остальных актёров - артистов драматического жанра. Скажу, что кино - это совершенно другое искусство. Ни драма, ни опера. Люблю ли я его? Мне нравится смотреть хорошие фильмы. А сниматься, пожалуй, уже поздно.

- Ваши дети, внуки пошли по стопам знаменитых родителей?

- Увы. У меня две дочери и 6 внуков. Один занимается на фортепиано, другой мечтает петь, но это так, для души, никто профессионально музыкой не занимается. Живут они в США и Швейцарии, но в Москву приезжают часто. Последний раз мы собирались 27 марта на день рождения Мстислава Леопольдовича. Дочки сейчас возглавляют фонды Ростроповича - один оказывает помощь молодым музыкантам (43 стипендиата получают по $100 в месяц), другой - медицинский. Оба активно работают.

- Галина Павловна, вы просто замечательно выглядите для своего возраста. Есть ли у примадонны Вишневской какие-то секреты, как сохранить привлекательность? Что нужно, чтобы оставаться красивой?

- Никакими особыми секретами я не владею. Да и не существует готовых рецептов красоты, в том числе и косметических: помазался - и хорошо выглядишь. Смотрю по утрам передачу доктора Малахова: сидят в студии эти несколько десятков несчастных женщин, полных, рыхлых, ленивых, и ждут какого-то чуда. Спорят, какую кашу сварить, какие травы задействовать, чтобы похудеть. Слушайте, это же смешно! Надо меньше кушать - и всё. Вот сегодня утом я съела кусок хлеба с маслом, выпила чашечку кофе. И мне хорошо, комфортно. Главное - меньше ходить в рестораны, это просто несчастье какое-то.

Я никогда не была помешана на том, чтобы кромсать себя - все эти лифтинги, подтяжки. Но не считаю, что это плохо. Женщина вправе делать всё, чтобы хорошо выглядеть. Поэтому занимайтесь тем, что в голову взбредёт. Помогает - ну и слава Богу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно