Примерное время чтения: 7 минут
1074

Защитники форта "Штайн"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 14/11/2007

Считается, что последний защитник Форта N 1 "Штайн" оставил его стены в апреле 1945 года, когда во время штурма Кёнигсберга пала система обороны города.

Но и сегодня эта некогда грозная крепость нуждается в защитниках. Таковыми стали члены семьи ЛАУРУШОНИСОВ, которая живёт здесь уже 13 лет. За эти годы Станислав и Светлана вырастили четверых детей, но форт по-прежнему остаётся для них и домом, и объектом заботы одновременно.

Комфорт старинных казематов

Об их жизни вполне можно снять сериал смешанного жанра, в котором будет место и лихому боевику, и человеческой драме, и истории любви.

Станислав Лаурушонис приехал в Калининград в 1977 году 14-летним мальчиком. До этого их семья жила за Полярным кругом в Певеке. Родителей туда занесла судьба, которую разделили в послевоенные годы тысячи литовцев, высланных на Север и в районы Сибири. В годы перестройки родители Станислава переехали в Литву, а он остался в Калининграде, тем более что к тому времени он женился на своей однокласснице Светлане. Судьбу их семьи определило и то, что Станислав был увлечён историей нашего края. С этим увлечением был связан и первый бизнес Лаурушонисов: они открыли кооператив "Старый город" с наивной целью - потратить будущий капитал на реставрацию объектов.

О том периоде жизни Станислав говорит коротко: нам приходилось катастрофически тяжело. Когда бизнес рухнул, пришлось за долги продать квартиру. Идти было некуда, и они получили разрешение временно перебраться в форт "Штайн", где уже успели провести некоторые благоустроительные работы. Думали, проживут в форту несколько месяцев, но остались там на годы.

Долгое время форт был овощехранилищем Горплодоовощторга. Потом торговые фирмы выехали. Стас, глава семейства, вместе с женой и четырьмя детьми принялись наводить в "Штайне" порядок. Остатки гнилых овощей вывозили машинами. Разбитой тары было столько, что семья почти 5 лет топила печку старыми ящиками. Расчистили плац во внутреннем дворе форта, разобрали заложенные кирпичом входы, освободили винтовые лестницы, счистили со стен плесень, спилили деревья, разрушающие корнями кладку. Труд адский. Вместе с родителями дети пережили немало испытаний. Как-то по телевидению об этой семье показали сюжет. Когда одноклассники узнали, где живут младшие Лаурушонисы, начали смеяться. Девчонки очень тяжело это пережили. Сейчас всё нормализовалось, их друзья ходят в гости, иногда помогают ухаживать за фортом.

Привидение для музея

Станислав Лаурушонис мечтает сделать из форта настоящий музей. Тем более что, по мнению специалистов, фортификационный туризм считается одним из самых популярных в Европе. Музеи в бывших оборонительных сооружениях есть во Франции (линия Мажино), в Польше (крепость Бойен в районе Мазурских озёр). Они давно работают и активно посещаемы туристами. Для этой цели Станислав объединил единомышленников в Региональный общественный благотворительный фонд "Форт N1 "Штайн". "Сказать, что мы занимаемся реставрационной работой - некорректно, это сложный и дорогостоящий вид деятельности с участием специалистов. Делать это силами общественной организации, руками нескольких энтузиастов нереально. Но с другой стороны, главный принцип реставраторов - не навредить. И в этом смысле мы хорошие реставраторы", - замечает Станислав.

Гости в форту Штайн бывают нечасто. Стас, который часами может рассказывать о форте, водит их по огромным галереям. Деньги за экскурсии Лаурошонисы, как правило, не берут. Предлагают гостям выполнить какую-нибудь несложную работу. По мнению Станислава, гости после этого чувствуют сопричастность к сохранению архитектурных памятников. Правда, в сентябре этого года одна из московских компаний сотовой связи провела в "Штайне" корпоративный праздник и помогла Лаурушонисам купить новый дизель-генератор. Это была самая большая "экскурсия" за все послевоенные годы. Кстати, как во всякой уважающей себя крепости, в "Штайне" есть своё привидение. Светлана рассказывает: "Когда сидишь в кухне, бывает, что по коридору кто-то шагает тяжело и негромко по-немецки разговаривает. Думаю, это дух майора Фогеля, последнего коменданта форта".

Приватизация не всегда благо

Как складываются отношения обитателей "Штайна" с властью? Сам форт является собственностью РФ, и этим всё сказано. Несколько лет назад чиновники пытались выселить семью, штрафовали, заставляли платить аренду. На этот счёт интересно мнение Авенира ОВСЯНОВА, руководителя отдела Научно-производственного центра по охране, учёту и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области:

- Семья Лаурушонисов привела форт в порядок, сохранила его для использования в перспективе как туристического объекта. Здесь создана музейная экспозиция образцов старинного вооружения, есть интересная выставка элементов строительных и декоративных материалов. Время от времени идут споры - выселить семью из форта или оставить. Моё мнение: этим людям за их отношение к "Штайну" надо доплачивать и оставить их там как смотрителей и хранителей. Вопрос принадлежности форта надо решать по справедливости, с их участием.

В этой связи стоит оценить практику и последствия приватизации объектов культурного наследия. Интересно, что Станислав Лаурушонис весьма осторожно относится к этой идее: главное не деньги, а отношение к объектам. С ним можно согласиться. Тем более что показателен пример с фортом N 2. Несколько лет назад он был продан частным лицам. Они поначалу активно приступили к ремонту, провели санитарную вырубку леса, реконструкцию фасадной части, а потом пыл угас и работы остановились. Форт сегодня не охраняется, там был пожар, объект постепенно разрушается.

А вот мнение Евгения СУЗДАЛЬЦЕВА, директора Научно-производственного центра по охране, учёту и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области:

- В нашей области состоит на учёте 1458 памятников архитектуры, воинских захоронений и монументов. Они составляют неотделимую часть культуры. Большинство из них требуют реставрации, а то и восстановления. Мы намерены вплотную заняться этой работой. Финансирование уже осуществляется за счёт Федеральной целевой программы развития области, а также из средств целевой областной программы развития культуры региона. В 2007 году проводились работы в Историко-художественном музее (Штадхалле), в областной филармонии (кирха Святого семейства), в областном театре кукол (кирха Королевы Луизы). Чуть позже будут проведены работы в замках Бранденбург, Гердауэн, Рагнит, Топлакен. Там до 2011 года разработают научно-проектную документацию на противоаварийные и консервационные работы. В дальнейшем эти памятники будут переданы на конкурсной основе собственникам для включения их в туристскую инфраструктуру. Ведь за счёт только бюджетных средств эти объекты восстановить не удастся. Огромное значение имеет привлечение инвесторов. Но и здесь не всё так просто. Я отношусь к приватизации объектов культуры положительно. Но нужно чётко оговорить условия, которые должен выполнить собственник. Приватизация объекта безо всяких условий - это гибель для памятника. Собственником архитектурного памятника может быть только ответственный хозяин, который понимает ценность того, чем владеет. Только тогда он сможет поднять объект и вдохнуть в него новую жизнь. Процесс приватизации памятников архитектуры начнётся в 2009 году.

В соответствии с российским законодательством не могут быть приватизированы важнейшие архитектурные памятники. В Калининградской области это Кафедральный собор, областная филармония, бывшая кирха Королевы Луизы и некоторые другие.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно