Примерное время чтения: 5 минут
77

Приказы не обсуждаются

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 21/02/2007

По сей день не умолкают споры о некогда оказанной "интернациональной братской помощи", а самих "помощников" именуют кто агрессорами, кто освободителями. Но и те, и другие преклоняются перед героизмом наших солдат, прошедших горнило афганской войны.

Первая командировка в Афганистан 1982-го была внезапной. Считанные минуты на сборы, и уже через несколько часов их встретили в ташкентском полку, где формировали отряды и соединения для отправки на территорию дружеского сопредельного государства.

Более года лейтенант Владимир Гришин выполнял обязанности начальника регламентных работ по обслуживанию и ремонту боевых авиаподразделений в составе "ограниченного контингента". Каждую вершину и сопку во всей округе знал как свои пять пальцев. Не любили душманы авиацию, "вертушки" особенно. Ещё бы! Они всегда мгновенно возникали из-за ущелья гор в самое неподходящее время, проводили упреждающие точечные удары, нанося огромный урон противнику. Технику приходилось чинить как на земле, так и в воздухе. И в спокойной обстановке, и под шквальным, прицельным огнём "духов". В полётах выполнял обязанности стрелка, а стрелять приходилось часто.

Боевое крещение состоялось едва ли не на следующий же день. В делах дни и ночи пролетали быстро, но в постоянном и огромном нервном напряжении. Не случайно выслуга в "горячих точках" считается день за три. Только психологические нагрузки несоизмеримо больше. "Изрядно насмотрелся всего, отдельные эпизоды даже вспоминать жутко",- говорит Владимир Иванович. Многими наградами был поощрён, одна из них - медаль "За боевые заслуги". Но ещё более тяжёлым было возвращение. В опустевший после ухода жены дом. Больше всего не хватало дочурки - Алины, не покидало чувство одиночества. Поэтому через три года сам вызвался на эту войну и попросил отправить туда как можно скорее. Других желающих было мало, так что просьбу удовлетворили немедленно.

За службу Родине

На сей раз всё было другим: более ожесточёнными бои, значительно больше крови и, самое главное, - потерь. Гибель сослуживцев вызывала жажду мести, в бой рвались все - и бывалые контрактники, и совсем зелёные пареньки.

- Ребят-срочников было особенно жалко, поэтому мы их берегли, как могли, пацаны ведь, жизни ещё не видели, - вспоминает Владимир.

Как и во время первой командировки, капитан Гришин занимался ремонтом электронного оборудования авиационной техники, а во время полётов его также использовали в качестве стрелка. Во время очередной операции "духи" сбили наш вертолёт. Лётчики сумели посадить машину в горах и занять круговую оборону. Надолго их бы, конечно же, не хватило. На выручку вылетел экипаж Гришина. Ещё на подлёте к месту аварии вокруг вертолёта захлопали взрывы. А надо было ещё сесть, забрать своих и так же взлететь под прицелами "духов".

После нескольких попаданий в корпус машины Володя мысленно простился с жизнью. Всё было как в сумасшедшем сне - будто бы и не с ним. Осознание отступившей смерти пришло только после возвращения на базу...

После этого случая Гришин был удостоен очередной награды - ордена "За службу Родине" III cтепени.

Про кодекс чести

По завершении командировки вернулся в свой полк уже на должность инженера по радиоэлектронному оборудованию. Наладилась жизнь. Создал новую семью, родился сын Иван. После развала Союза их полк расформировали, пришлось уволиться в запас и уехать на Украину - родину жены. Но спустя два года в его судьбу опять вошла беда, Владимир принял новый удар. Нелепый случай - халатность медработников, принявших воспаление аппендицита за предродовые позывы, привели к потере одновременно жены и не успевшего ещё родиться мальчика.

Сегодня капитан запаса Гришин с сыном живут в квартире матери в Правдинском районе, хотя Владимиру, наверное, как участнику боевых действий, давно полагалось бы иметь свою. Дай Бог, чтоб под этот кров никогда больше не входили горе и беда.

- Нет более высокой миссии, чем защищать интересы своей страны, - считает офицер. - И не потому, что приказы не обсуждаются и присяге изменять нельзя. По моему мнению, если уж ты облачился в офицерский мундир, то просто обязан быть верным офицерскому кодексу чести и долгу. А если не хочешь или не нравится - лучше по-честному снять погоны.

Предугадав мой вопрос, он добавил: "Конечно же, не простым был мой жизненный путь, но, если бы пришлось по нему пройти вновь, я бы его повторил". И ещё об одном желании поведал "дважды афганец" - ему очень хотелось бы видеть офицерские погоны на плечах сына...

8, 5 тысячи калининградских парней принимали участие в боевых действиях, из низ около 3 тысяч исполняли интернациональный долг в Афганистане. В "горячих точках" погибли 116 наших земляков, в том числе 78 воинов-афганцев.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно