Примерное время чтения: 5 минут
3331

Особенности национального характера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 20/12/2006

Сегодня много говорят о предстоящей волне миграции в Калининградскую область (за 10 лет регион должен принять 350 тысяч переселенцев). В том числе рассматривают проблему с точки зрения различной ментальности калининградцев и тех, кто к нам приедет.

Специалисты задаются вопросом: не возникнет ли на этой почве между "старыми" и "новыми" калининградцами напряжённость?

Действительно, существует ли на самом деле особенная калининградская ментальность? Если да, то в чём она заключается? И всегда ли она несёт положительную направленность?

Наследственность даёт о себе знать?

Многие социологи сходятся во мнении, что на формирование региональной калининградской идентичности повлияли специфические факторы. Во-первых, хорошо известно, что после занятия Восточной Пруссии советскими войсками в апреле 1945 г. всё немецкое население покинуло регион. А затем территория региона в короткий срок, с 1946 по 1956 год, была заселена с помощью оргнаборов. В Калининград ехали люди, неоднозначные по своему социальному статусу, мотивации, зачастую не слишком законопослушные. По всей видимости, наследственность даёт знать о себе и сегодня. В этом отношении интересно, какими мы видимся людям, которые приезжают в Калининградскую область из других регионов России и бывших республик СССР.

Одна из моих собеседниц, Татьяна Р., со своей семьёй приехала в Калининград 5 лет назад, до этого жила в Казахстане, потом в Санкт-Петербурге. Сегодня работает риэлтором. Считает, что менталитет калининградцев во многом противоречив. Ей, например, импонирует, что жители области открытые, жизнерадостные, энергичные люди. Они легко воспринимают передовые идеи, взгляды, технологии, которые приходят к нам из Европы. Вместе с тем некоторые привычки калининградцев разочаровывают. В частности, соседи Татьяны по садовому обществу, где её семья купила домик и участок земли, были очень удивлены, когда они начали строить "удобства во дворе".

До этого все обитатели общества без тени сомнений ходили в ближайший лесок. Вообще тяга к благоустройству места своего обитания у многих калининградцев отсутствует. Могу подтвердить это на своём примере. На кухне моей бывшей коммунальной квартиры, ещё немецкой постройки, пол был сделан из мраморной крошки. Он поражал почти зеркальным блеском, и только в центре кухни зияло большое выщербленное пятно. Выяснилось, что прежние жильцы, поселившиеся здесь ещё в 1946 году, кололи дрова для печки прямо на кухне.

Многие приезжие отмечают и тот факт, что жители области, особенно в сельских районах, далеко не всегда сохранили мотивацию к работе. Особенно заметна разница между приезжими и местными в деревнях: сравните дом мигранта и местного жителя - и вам всё станет понятно. В Калининградской области любой человек трудоспособного возраста, если он не алкоголик и не наркоман, способен найти работу. И здесь просматривается противоречие: в регионе наблюдается серьёзный процент безработицы, и вместе с тем многие рабочие места остаются вакантными.

"Купечество" нам чуждо

Парадокс, но эти качества соседствуют с тем, что менталитет жителей Калининграда ориентирован на Европу. Калининградцы хотят жить по-европейски, оставаясь россиянами. В этом отношении любопытно наблюдение министра промышленности Калининградской области Николая Власенко:

- Два года я прожил в Москве и имею возможность сравнить. В Подмосковье множество огромной высоты каменных заборов, ограждающих частные участки, и не только вдоль Рублёвского шоссе. Такое "купечество" не присуще калининградцам, в том числе и обеспеченным. В Калинин.граде культура движения на автодорогах другая - здесь пешеходов пропускают чаще, чем в столице. Хотим мы того или нет, но европейская культура проникает в Калининград всё активнее.

В характере калининградцев наблюдается европейская толерантность к приезжим и людям другой национальности. Это оттого, что коренных жителей с многовековой историей предков в регионе нет по определению. У нас, например, есть районы компактного проживания чувашского населения, сёла - Чувашское, Саранское и так далее. Там до сих пор ещё говорят на нациаональном языке.

Интересное наблюдение озвучили мне местные юристы. Оказывается, калининградцы к советам обратиться в суд, написать жалобу на действия милиции, прокуратуры неизменно относятся спокойно и деловито. Расспрашивают, записывают рекомендации адвокатов... А вот жители остальной России, услышав подобное, заметно нервничают. Некоторые даже начинают плакать. Видимо, у них там с правами человека совсем худо...

Отмечу ещё одну черту ментальности, свойственную калининградцам. Речь идёт о комплексе территориальной незащищённости и удаленности от Центра. Среди нас до сих пор живуч миф о форпосте, последнем рубеже России и т.д. Отсюда постоянное чувство дискомфорта, нестабильности и неуверенности в будущем. Это естественно, ведь до 1990 года численность советского воинского контингента в Калининградской области составляла 100 тыс. человек, регион был в советские времена одним из самых милитаризованных, здесь были непропорционально широко представлены сотрудники спецслужб. Они, кстати, до сих пор весьма влиятельны в нашей области.

В характере калининградцев наблюдается европейская толерантность к приезжим и людям другой национальности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно