Примерное время чтения: 7 минут
63

Андрей Крайний: "Пытаемся заглянуть в будущее"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 08/11/2006

ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" входит в 5 процентов федеральных предприятий, которые приносят государству прибыль.

Остальные 95 процентов - убыточные. Как удаётся порту, который несколько лет назад был на грани банкроства, не только держаться на плаву, но и активно развиваться, рассказывает его руководитель Андрей Крайний.

За себя и за того парня...

- Я пришёл в порт 26 декабря 2003 года. А на следующий день ко мне подошли бригадиры докеров и сказали, что скоро - Новый год и они хотят положить своим детям под ёлочку подарки. Дескать, дайте нам зарплату, - вспоминает Андрей Анатольевич. - В то время рабочие уже два месяца не получали денег. А у порта 47 млн рублей долга. В принципе, в тот момент порт можно было обанкротить. Пришлось убеждать налоговую инспекцию составить график, согласно которому мы будем платить текущие налоги и погашать долг "за того парня". Надо было убеждать докеров выходить на работу и гарантировать им своевременную выплату жалованья. Потихоньку дела нормализовались и пошли в гору.

Нам удалось наладить систему управления. Например, если производим какие-то закупки, то только на тендере. В результате стоимость работ снижается порой в два раза.

- За какой срок вам удалось погасить долги?

- За два года. А тогда, в декабре 2003 года, я занял деньги, чтобы расплатиться с работниками. И с тех пор они все получают зарплату в срок.

- Люди вам поверили? Или многие всё-таки ушли?

- Из управленцев многие ушли, но не из-за того, что мне не поверили. Уходили по разным причинам. Кто-то - потому что я сам не хотел с ним работать. Кто-то - по причине несоответствия требованиям времени. Формирование команды - это процесс постоянный. Но костяк сложился в течение полутора лет. И среди рабочих текучки почти нет.

Весь комплекс услуг

- Сегодня порт работает не только с рыбой и солью. Недавно появились контейнеры, до этого - нефтепродукты. Это был верный шаг?

- Конечно. Понимая, что если "колёсная" нефть в Калининград не поедет (невыгодно везти нефть транспортом. Её выгодно гнать по трубе), то надо потихоньку переходить на перевалку светлых нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и т.д. И мы начали эту работу. Год назад нам была возвращена нефтебаза. Теперь у порта больше возможностей. Он становится более привлекательным для судовладельцев. Например, приходит корабль, и капитан обращается к нам с запросом: "Есть ли у вас возможность заправить меня питьевой водой и топливом?" Разумеется. Сегодня порт может оказать весь комплекс услуг: принять груз, льяльные воды, заправить корабль и т.д.

- В порту есть свои суда?

- Да. Портофлот. Это суда, которые обслуживают все приходящие корабли.

- Проводится ли модернизация оборудования? За последние годы в порту появилось ли новое?

- Мы обновили парк погрузчиков, приобрели дополнительные 24 единицы. Провели обследование всех причалов. Довели до паспортного значения их глубину. Отремонтировали массу различного оборудования, в том числе и холодильники. Купили три перегружателя. Сегодня две бригады - одна в Питере, другая в Таллине - выбирают портальные краны, которые мы будем приобретать. Запустили терминал ЛВЖ (легковоспламеняющейся жидкости), который долгое время стоял без дела. Впервые за 15 лет мы стали ремонтировать пути и прокладывать новую железную дорогу.

Ставки сделаны, но ставки ещё есть

- Какова перспектива вашего предприятия?

- Сейчас начинаем разрабатывать стратегию развития Калининградского морского рыбного порта на 2007-2012 годы и сценарный план на 20 лет. Пытаемся заглянуть в будущее. Понятно, что контейнерные перевозки будут расти. И сегодня, начав с нуля, мы в месяц уже перерабатываем 25 тысяч тонн такого груза, а рынок сейчас готов нам предложить 35-40. Но пока порт не может принять такого количества грузов. Причалы не в состоянии выдержать подобной нагрузки. Приходится в процессе работы модернизировать оборудование и причалы. Полагаю, что в конце следующего года мы сможем выйти на обработку 50 тысяч тонн контейнерных грузов в месяц.

- А сколько рыбы приходит в порт?

- Примерно 200 тысяч тонн в год. Для сравнения: в 1972 году было 530 тысяч тонн, в 1982-м - 693 тысячи. Почему сейчас резкий спад? Потому, что сокращается количество рыболовецких судов.

- Так на какие грузы вы сегодня делаете ставки?

- К сожалению, не на рыбу. Хотя её со счетов не сбрасываем и на достаточно стабильные 200 тысяч тонн в год рассчитываем. Зато скоро станет больше мяса. Одна бразильская компания собирается строить здесь завод, который будет работать на свинине и говядине. Его мощность составит 100-120 тысяч тонн в год. Значит, это количество мяса будет приходить в Калининград через порт. В течение 2007-2008 годов расчитываем на 1 млн 100 тысяч тонн смоленских удобрений и планируем брать до 500 тысяч тонн белорусских. Плюс контейнерные грузы, плюс нефть, нефтепродукты.

Правда, что касается нефти, то есть только один сценарий, при котором она может здесь появиться. Это если тяжёлую "старую" нефть (башкирскую и татарскую с большим содержанием серы) не будут пускать в трубу, а повезут колёсами. Дело чрезвычайно выгодное. Если это произойдет, то тогда мы можем говорить о том, что нефть здесь будет. Если этого не произойдет, то мы будем работать с легкими продуктами нефтехимии, которые возятся мелкими партиями.

- Андрей Анатольевич, ваше предприятие государственное. Это вам не мешает?

- Мешает не то, что оно государственное, а то, что унитарное. Приходится работать в тех условиях, когда очень тяжело принимать решения. Потому что всё решает собственник. Например, я не имею права самостоятельно взять кредит или заём. Только с разрешения собственника. А собственник - Росимущество - сидит в Москве. У нас предприятие прибыльное - на зарплату, на налоги, на ремонты денег нам хватает. Но для того, чтобы развиваться, модернизироваться, нам нужны кредиты. Ни одно предприятие без них не работает. И вот я должен писать обоснование, бизнес-план и ехать в Москву, обходить пять-шесть чиновников, чтобы собрать их подписи. А им всё равно - развивается Калининградский порт или нет.

Справочник АиФ - Калининград: ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" в 2006 году одним из первых среди российских портов выполнил требования международного стандарта ИСО 9001:2000 "Система менеджмента качества" и получил Международный Сертификат Соответствия BVQI ("Бюро Веритас") и аккредитацию UKAS, продемонстрировав таким образом дополнительные качества услуг. Порт имеет две гавани, что удобно для подхода судов и железнодорожного подвижного состава. В течение года порт способен обрабатывать более 1000 российских и иностранных судов, а также более 25000 железнодорожных вагонов. Длина причалов обеспечивает возможность для одновременной стоянки и обработки более 34 судов. Порт способен обрабатывать более 1,5 млн т различных грузов и более 2,7 млн т нефтепродуктов в год.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно