Жители о скульптуре «Несущая воду»: Дайте ей весло, пусть уезжает!

Александр Матвеев / «АиФ-Калининград»

О том, что «Несущая воду» вернулась в Лиственничный парк Светлогорска, жителей торжественно оповестил на своей страничке в ФБ мэр города Владимир Бондаренко. Но радость длилась недолго: люди засомневались - вроде похожа, но что-то не то.

   
   

«Жертва фастфуда»

«Мне прислали фото скульптуры. Первое впечатление: тихий ужас, - говорит художник Ольга Дмитриева. - Но так как меня часто обвиняют в предвзятости по отношению к чиновникам, решила сопоставить с копией, которую по заказу той же светлогорской администрации ранее выполняли мастера Эрмитажа: абсолютное несовпадение! Ощущение, что на этот раз «Несущую» делали без замеров, по фото или даже по памяти. Поразил размер бедра - он выдающийся. Если бы девушка подняла ногу, колено было бы у подбородка. На голове у неё - банное полотенце в два пальца толщиной. А выражение лица! Голова опущена, вид суровый: «Лучше не подходи!». Осталось только дать в руки весло! Не надо нам такого шедевра, пусть едет к своим создателям!»

Того же мнения придерживаются и многие калининградцы. Они запустили в соцсетях флэшмоб против местной «Алёнушки» и не стали стесняться в эпитетах. Мраморную деву прозвали «сутулой жертвой фастфуда», бабой с горшком, «бодипозитивом» и прочими нелестными эпитетами. Ожидания чиновников, что «пипл схавает» то, что сваяли, не оправдались.

Контракт на изготовление скульптуры с фонтаном достался московской компании «Левша». Конкурс прошёл незаметно для общественности - с единственным участником, стоимость контракта составила 952 тыс. 600 руб. Помимо точной копии скульптуры техзадание предусматривало изготовление фонтана.

По легенде, брата этой девушки несправедливо посадили в тюрьму. Была жара. И она каждый день носила ему воду. Стражи захотели её унизить и поставили  условие: они разрешат ей и дальше приносить брату воду, но она обнажит грудь и будет проходить через их строй. И девушка, подходя к тюрьме, не теряя достоинства, обнажала верхнюю часть тела, гордо шла с кувшином через строй и поила брата водой.

Сейчас в Лиственничном парке кипят работы - ремонтируют Музыкальную беседку. А к «Несущей воду» по традиции водят группы туристов. Мы застали одну из них. Как выяснилось, гости в курсе местного скандала и жаждут подробностей.

   
   

«Ничего общего ни с подлинником, ни с копией, - не стесняется в выражениях экскурсовод. - Ни спереди, ни сзади даже близко не напоминает ту работу, которую когда-то создал Герман Брахерт. В этом году ему исполнилось бы 130 лет. Мы очень торжественно, по-домашнему, отметили день рождения этого величайшего скульптора. Наверное, сейчас он переворачивается в гробу. Я не скульптор, но для меня то, что получилось, - дичь!  С таким задом, с такой талией - похоже, дама в колготках сидит».

«По-моему, нормальная женщина. А что тут раньше было?» - удивляется накалу эмоций гостья из Казани и хватается за мобильник, чтобы свериться с оригиналом.

«Сделано топорно. Пальцы ног, как ласты. И кубики - на груди, мужской пресс! Поражаюсь, какому подмастерью доверили делать эту копию. А ведь потратили немалые деньги - перевели глыбу мрамора. Хочется видеть красоту, а не Это», - объясняет гостье жительница Светлогорска Татьяна Вешта.

Жители интересуются: неужели за такую работу мастерам заплатили? Замглавы администрации Оксана Туркина на запрос «АиФ» пояснила: согласно контракту, все расчёты  - только после приёмки. На настоящий момент она не произведена. Администрация инициировала создание профессиональной комиссии.

«Уже сейчас можно говорить, что есть расхождения с нашим техническим заданием, - сообщила Оксана Туркина. - Задачей скульптора было создать именно копию».

Девушку «осовременили»

Позицию исполнителей заказа хорошо передаёт фраза «Художника обидеть может каждый».

«У нас не было задания - сделать копию. Задумка была иная: сделать скульптуру «по мотивам», - излагает свою версию событий директор ООО «Левша» Василий Фильшин. - Нам прислали фото копии, которую делали мастера из Санкт-Петербурга. Был разговор с заказчиками: если делать «Несущую воду» один в один, нужно отливать её из композита. Но такая работа не будет долговечной. Решили делать  из мрамора, который и сто, и двести лет переживёт. Отзывы калининградцев читал. Возмущаются, что это не Брахерт. Но и мы  живём в России, а не в Германии. Да, стояла историческая статуя! Слишком большеголовая, руки - тяжёлые. Сделай мы, как есть, она выглядела бы гротескно. Люди говорят: мол, слишком толстая. Но, если посмотреть на Венеру Милосскую, она вообще жирная! Наша скульптура не уродлива, по-своему интересная. Вы не правы - до Кустодиева ей далеко и до Рембрандта тоже. И вообще, весь мир уже отходит от стандарта: 90-60-90. Есть тенденция - не стесняться тела. Мы девушку «осовременили». Делала скульптуру группа из пяти человек из греческого мрамора, руководил камнерез Спартак - по паспорту бывший грек. Можно было бы переделать скульптуру, «схуднуть» её, но где гарантия, что сообщество хейтеров это устроит? Да и мрамор переделать невозможно. Если браться заново, то только литьё 3Д-модели. Но не за такие деньги… Мы изначально не рассматривали этот проект как коммерческий. Делали не по полной стоимости, а по просьбе администрации. По коммерческим предложениям запрашивали более 2 миллионов, а остановились на 925 тысячах, причём две трети от  стоимости - фонтан.

Нашей работой возмущается кучка в соцсетях. Ошибочно считать, что это мнение всего общества. Это всего лишь небольшая часть людей, но она лишила парка достойного украшения. Если их послушать, может, на этом месте Глина № 5 уместнее бы смотрелась. У каждой эпохи свои скульптуры. Тем, кто нашу «Несущую воду» принимал, она нравилась. За фонтан (мы его доделаем) нам заплатят. Но речь не о деньгах, не такая уж это потеря. «Алёнку» купили за 2 миллиона, и эту какой-нибудь богатей купит. Продадим «Несущую» на «Авито», не в спальню же я себе её поставлю. За сколько? Цена возникает в момент покупки. Мы давно работаем с Калининградом. Делали в Зеленоградске курортницу, её тоже поначалу проституткой называли. Но прошло время - прижилась...»

На прошлой неделе в Лиственничном парке состоялось выездное совещание с целью приёмки скульптуры. Точку в споре поставил глава региональной Службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов. Поделку (или неудачную подделку копии) решили не принимать. Власти закажут профессиональную экспертизу с целью обоснования разрыва контракта. Сделают новый заказ на изготовление копии. Служба ГБУК «НПЦ по охране памятников» безвозмездно оцифрует оригинал скульптуры, чтобы по этой 3D-модели можно было без ошибок работать над новой копией.

«Сравнил скульптуру с оригиналом, а также с работой, которую делала авторская группа под руководством В. С. Мозгового, - рассказал Евгений Маслов. - Вспомнились давно читаные строки: «Простите, милостивый государь, если грубая кисть копиистов обезобразила превосходную картину великого мастера» (из письма В. А. Жуковского Г. Р. Державину, январь 1799). К сожалению, автор новой копии, видимо, так не скажет... То, что получилось, - либо авторское представление об идеале женщины, либо «делаю, как умею». Недостойно это творение пребывания в Лиственничном парке».

Справка
«Несущая воду» (1944 г. ) - одно из самых известных творений немецкого скульптора Германа Брахерта. В первой половине XX века несколько десятков его работ украшали города Восточной Пруссии. К сожалению, большинство из них не пережили войну. До 2002 г. изящная девушка с кувшином украшала парк, а затем её перенесли в музей - подальше от балтийских ветров. На её место в 2005 году поместили копию, которую выполнили из искусственного камня специалисты архитектурной мастерской «Наследие» (Санкт-Петербург). Материал не выдержал испытания дождями. Скульптура начала зеленеть и разрушаться. Появилась необходимость сделать ещё копию. Случай представился: власти города выиграли грант по программе приграничного сотрудничества России и Польши - 458 тыс. евро - и решили взяться за парк вплотную.