Жить или выживать? В Калининграде обсудили товарную безопасность

Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

На прошлой неделе в Светлогорске прошли «Дни ритейла на Балтике», где обсуждалась в том числе ситуация на потребительском рынке в условиях неопределённости. Так вот, как оказалось, крах России, как предрекали нам после начала известных событий, пока не произошёл. Покупатели активны, продукция поставляется. Правда, цены выросли. Но нам ли привыкать?!

   
   

Проблем нет, но вы держитесь

Пока представители разных сфер торговли демонстрируют хоть и минимальный, но всё же оптимизм, старательно пытаясь найти в потоке новых проблем новые возможности для роста.

«Теперь время приоритета российских брендов. Они должны стать сильными и узнаваемыми. Наша основная цель – создание российской экономики, минимально зависимой от иностранных товаров, - бодро вещал по бумажке заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Сергей Лобанов. - А для этого нужен развитой потребительский рынок. Ситуация со спросом на товары в целом стабильная. На предприятиях торговли есть запасы, дефицита пока не наблюдается. Идёт активная работа по вопросам международной логистики. Но в Калининградской области проблемы с логистикой решены лишь частично».

Факт
Почти 2 млрд рублей поддержки направлено компаниям на переоборудование в рамках тренда на импортозамещение.

Кстати, первоначально в программе пленарной сессии по товарной безопасности к участию был заявлен губернатор Антон Алиханов. Однако он срочным образом убыл в Херсон с миссионерской задачей передать всяческую гуманитарную помощь и наладить мосты сотрудничества. Взамен Алиханова технично вещал вице-премьер регионального правительства Дмитрий Кусков:

«В целом состояние потребительского рынка оценивается как устойчивое. Хотя и не без сбоев. Например, в начале года были проблемы со стройматериалами и цементом. Динамика показателей оборота розничной торговли такова , что если в 2021 году фиксировался заметный рост, то в первом полугодии 2022 года произошло снижение. Для обеспечения товарной безопасности региона были приняты меры по стабилизации ситуации. Порой даже в ручном режиме решались вопрос с поставками товаров первой необходимости. Сейчас на линии три парома и универсальный сухогруз. Еще одни паром должен встать на линию в сентябре».

   
   

Вместе с тем проблема доставки грузов в регион сохраняется, - скороговоркой проговорил вице-премьер.

Далее слово взял «серый кардинал» калининградской экономики, глава Калининградской Торгового-промышленной палата Феликс Лапин. И он напомнил присутствовавшим, что проблемы с логистикой у калининградцев вообще-то начались давно, еще до 24 февраля.

«С середины января 2022 года мы столкнулись с тем, что таможенные органы Польши, Литвы, Латвии практически начали блокировать наш транзит. Это объясняли сменой программного обеспечения, потом сбоями программного обеспечения. Грузоперевозчики сталкивались с непонятными и непрогнозируемыми сроками доставки товаров. Предприятия получили шквал штрафных санкций за срывы сроков поставки. Мы пытались выйти на какие-либо соглашения, однако решить вопрос не получалось. Я очень надеюсь, что Минпромторг России поддержит калининградских предпринимателей в части создания возможностей для поставки калининградских товаров во все федеральные сети», - многозначительно взглянул на Лобанова Лапин. Тот дежурно улыбнулся в ответ. Мол, конечно же поможем.  

Покупайте российское

Более конкретно о ситуации с продовольствием говорил руководитель компании «Спар-Калининград» Олег Пономарёв. Он констатировал, что происходит выбытие ассортимента европейских поставщиков с полок калининградских магазинов.

«Поставщики Германии, Польши, Литвы перестали отгружать товар по собственной инициативе. Прислали нам письма примерно одинакового содержания, мол, в связи сложившейся ситуаций в мире сотрудничество вынуждены временно прекратить. Всего хорошего. Что ж, мы вежливо ответили и занялись налаживанием сотрудничества с новыми поставщиками», - рассказал Пономарёв.

Сейчас освободившиеся ниши активно пытаются заполнить Турция, Сербия. Особенно по фруктам и овощам. Действительно, согласно данным Калининградстата, цены на основные группы фруктов и овощей ощутимо не изменились по сравнению с летом прошлого года. Разве что чуть-чуть. Не ушли с рынка и страны Южной Европы. Однако в несколько раз выросла стоимость логистики.

«Мы стремимся к тому, чтобы росла доля российских товаров. Восемь лет назад, до введения первых санкций, 60 процентов молочки на калининградских прилавках производилось в Литве и Польше, сейчас об этом уже никто не помнит. У нас обозначен приоритет на укрепление отношений с региональными производителями. Помимо этого мы пошли на беспрецедентное двукратное увеличение товарного запаса. Даже если всё остановится, с имеющим товарным запасом мы можем жить пару месяцев вообще без пополнения ассортимента», - заявил Пономарёв.

Кстати
А тем временем, пока власти декларируют, что все налажено, пользователи и грузоотправители сообщают о трудностях с местами на паромах. - Позавчера оформили заявку на паром на 27 ноября. Сегодня вообще прекратили приём заявок до 1 сентября. Вдобавок ко всему один из паромов встал на обслуживание, когда выйдет на линию – не известно, - анонимно опубликовал информацию пользователь в одном из телеграм-каналов.