«За интерес» - не интересно. Почему уходят молодые учителя?

В этом году региональные власти расширили меры поддержки для начинающих педагогов. Но вот удержатся ли они в учреждениях образования, зависит от многих факторов.

   
   

Кадры стареют

По исследованию «Актион образования», в российских школах огромный дефицит молодых педагогов. Учителей в возрасте 20-30 лет в стране всего около
10 % от общего числа. Большая доля молодых учителей отмечается среди педагогов по иностранному языку, физкультуре, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и гражданской обороне.

В Калининградской области ситуация чуть лучше. По данным регионального министерства образования, у нас 863 преподавателя до 30 лет - 14 % от общего числа. Однако средний возраст учителей- 49 лет, а 17 % работающих - пенсионного возраста.

Молодёжь «пряниками» пытаются заманить в школу. При первом трудоустройстве в общеобразовательное учреждение для начинающих учителей власти ввели единовременную выплату: 200 тыс. руб. для тех, кто окончил вуз, и 100 тыс. руб. - для педагогов среднего образования. 

«Если в прошлом году стимулирующие для первого трудоустройства в общеобразовательные учреждения получали только выпускники вузов, то в этом - и те, кто окончил педагогические колледжи. Это инициатива профсоюза, которую поддержали министерство образования и губернатор,- рассказала председатель Калининградской областной организации Общероссийского профсоюза образования Ольга Титова. - К сожалению, в стимулирование не попали молодые учителя, которые пришли работать в школу, будучи студентами выпускного курса. Они осознанно остались в профессии, что очень важно, но формально не попадают в категорию молодых специалистов и не могут получить эту выплату. И это несправедливо! Право заниматься педагогической деятельностью по специальностям, связанным с образованием, с июля 2023 года появилось и у студентов последнего курса средних профессиональных учебных заведений. А значит, что несправедливость будет разрастаться. Мы настаиваем, что по этой категории должно быть принято отдельное решение, которое будет способствовать приходу в школу молодых педагогов».

По статистике, только чуть более 20 % выпускников после окончания обучения устраиваются на работу в образовательные учреждения Калининграда и области.

   
   

«Главный фактор, почему выпускники педагогических вузов не идут в школу, - перегрузка, - продолжает Ольга Николаевна. - Физиологи не случайно высчитали оптимальную нагрузку для учителя 18 часов в неделю. В таком случае остаётся время на отдых, на развитие. Но на практике редкий случай, когда учитель работает меньше 26 часов. В основном - больше 30, а то и за 40. Это только учебная нагрузка, а ещё есть проверка тетрадей, классное руководство, внеурочная деятельность».

Комментарий
Экс-директор Крыловской школы Иван Тюляндин: «Очень многое зависит от директора. Будущих педагогов нужно выращивать с ученической скамьи. Разговаривать с детьми, убеждать. Но нагляднее всего - личный пример. Ученики должны вдохновляться примером своих наставников, хотеть быть такими, как они. Видеть, что школа привлекательна. В Крыловскую школу каждый год приходит по 2-3 молодых педагога - это возвращаются наши ученики. Работают с азартом. А вот чтобы их удержать, нужны условия. В зависимости от района, это могут быть служебное жильё или компенсация за его найм, льготы по оплате коммуналки. Мы для педагогов специально держали квартиры в учительском доме. Молодёжь должна видеть, что их поддерживают не на словах, а на деле».

Удерживающий фактор

Введение стимулирующих - хороший аргумент для молодых людей, решающих связать свою жизнь со школой. Но немаловажно, и как их там встретят: сразу завалят работой или дадут время адаптироваться. Предполагается, что у начинающего педагога должна быть небольшая нагрузка. Но из-за дефицита кадров на него часто  вешают всё, что только можно. А ещё - жёсткий прессинг со стороны родителей. Бывает, молодой человек продержится в таком цейтноте месяц-два - и сразу уходит. Это миф, что молодые меньше подвержены выгоранию. Напротив, у них ещё не выработаны защитные механизмы; они очень эмоционально вкладываются во всё. Остаются самые стойкие! А ушедшие вспоминают школу как страшный сон. 

Учитель русского языка и литературы Арина Ч. сейчас стоит перед выбором: уйти из школы или остаться.

«Если бы не «стимулирующие», я, наверное, не согласилась бы пойти в школу, - рассказала она. - Хорошим аргументом  стала и повышенная стипендия с 4-го курса вуза (тем, кто подписал договор с конкретным учебным заведением, добавляют к обычной стипендии 15 тыс. руб.) В Калининград я приехала из Ижевска. По баллам прошла в БФУ им. И. Канта и решила остаться в Калининграде. Должна отработать 3 года, сейчас идёт второй. Работаю с 6-7-м классами, с ними очень непросто: штормит. Нагрузка у меня серьёзная: 32 часа в неделю. Плюс внеурочная деятельность, «Разговоры о важном»...  Много времени отнимает проверка тетрадей, подготовка к урокам, а на выходе - всего 42 тыс. руб. В таком ритме в нашей школе работают все. Учителей не хватает для равномерного распределения нагрузки. Из плюсов - только интерес к предмету и больше 2 месяцев отпуск летом. Склоняюсь к тому, чтобы уходить. Очень мало удерживающих факторов».

Многое зависит от конкретного учебного заведения, от того, что оно может предложить педагогу.

«Для меня стимулирующие не были решающим фактором - просто приятный бонус. Обустроила на эти деньги дом: купила диван и что-то по мелочи, 100 тысяч разошлись сразу, - рассказала учитель начальных классов школы № 10 Светлана Новикова. - Быть учителем - моя детская мечта, и она осуществилась. В 10-й школе я проходила практику во время учёбы. Это были не «дежурные» 15 минут, нам действительно давали знания, как вести урок. Меня это зацепило. Поэтому, когда позвонила насчёт участия в программе и меня спросили: «Где хотели бы работать?», выбрала эту школу. От образовательного учреждения очень много зависит. И, конечно должна быть достойная зарплата. Никто не будет работать «за интерес». Многие мои однокурсники отработали по два месяца в школах и ушли - в первую очередь, по причине низких зарплат. Некоторые психологически не выдержали. Для меня самым сложным в первый год было найти подход к родителям. Все хотят «отличников». Начинаешь детей строже оценивать - возникает недовольство. Зачастую подходят и требуют: «Исправьте оценку в журнале!». В этом году взяла второй класс и сразу предупредила: всё будет справедливо! Нагрузка у меня посильная - 19 часов в неделю, плюс внеурочка. В таком режиме можно эффективно работать».

То, что реальные квалификация и напряжённость труда педагога не соответствуют уровню зарплат, на словах признают и депутаты Госдумы. Однако с начала осенней сессии раз за разом переносят законопроекты, которые должны внести ясность в решение вопроса заработной платы и статуса педагогических работников.

Год педагога-наставника заканчивается. Учителя ждут обещанную Правительством РФ единую систему оплаты труда: это достойный оклад за ставку и чёткий перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Может, тогда в школу вернутся люди, имеющие дипломы педагогов, и система разгрузится.

Справка
В области открыты 272 вакансии педагогических работников в муниципальных образовательных организациях, из них учителей-предметников - 108. Особенно не хватает учителей математики, рус-
ского языка и литературы, английского, начальных классов, истории, физики. Гурьевский округ нуждается в 14, Гвардейский и Черняховский - в 9, Зеленоградский - в 8, Багратионовский и Советский - в 7, Гусевский - в 9 педагогах.