Высокое напряжение. Психолог о том, как уберечь детей от мыслей про суициды

В группе риска - подростки. © / Станислав Ломакин / АиФ

В России за прошлый год резко - на 57% - выросло число детских самоубийств. Их связывают с деятельностью «групп смерти». Какие подростки в группе риска и на что обращать внимание родителям? Об этом журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с медицинским психологом Вероникой Шатохиной.

   
   

Попали в сети

Татьяна Остапова, KLG.AIF.RU: - Ощущение, что попытки свести счеты с жизнью превращаются в культ…

Вероника Шатохина: Смерть, как и суицид, - табуированная тема в нашем обществе. Это страшно, об этом не принято говорить, но и умалчивать не совсем верно. Мы живем в такое время, когда дети больше предоставлены сами себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Конечно, на поведение подростков влияют отношения со сверстниками и родителями. Но особую роль в формировании «культа» самоубийства играет интернет, где подростки проводят все свободное время.

У меня был опыт общения с детьми, попавшими под влияние так называемых групп смерти. Преимущественно им 12 - 14 лет. Ребята говорят, заходили на эти сайты, потому что там «говорят про ЭТО». Родители молчат, зато там запретов нет. Здесь и скрыта ловушка. Организаторы групп прощупывают «слабые места» ребенка, его страхи и начинают с этим играть. Разговаривают, поддерживают. Далее дают задания: например, перебежать перед машиной, постоять на крыше небоскреба. И последнее - совершить суицид. И подросток искренне верит в то, что это надо сделать, что это - единственный выход из кризиса. Очень важно, чтобы нашелся рядом кто-то понимающий.

- Кто в группе риска?

- Прежде всего, дети-одиночки, стеснительные, скрытные. Юноши и девушки из социально неблагополучных семей, предоставленные сами себе, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками. У таких ребят ограничены внутренние ресурсы, чтобы справиться с негативными мыслями, как и у тех, кто постоянно пребывает в депрессивном состоянии. Сверхкритичные к себе, чувствительные подростки. Эти проблемы усугубляются многократно, если в семье трудности: уход из семьи или развод родителей, болезнь, потеря родного человека. Поэтому помочь ребенку, не вовлекая в работу родителей, сложно.

- Они соглашаются?

   
   

- Соглашаются единицы. Причин много: страхи, нехватка времени, отсутствие средств... Реальность такова, что психологическая помощь во многих регионах не бюджетная. Поэтому в последнее время так востребована «горячая линия». В Калининградской области, например, в 2013 году на неё позвонило 4088 подростков, а в прошлом - 8003. Заявить о своей проблеме - первый шаг к ее решению. Но телефон - этого мало. Наверное, должно быть место, куда свободно можно прийти, чтобы получить профессиональную консультацию и не только понять глубину проблемы, но найти пути выхода из нее. Тем более если попытка суицида уже была.

- Что должно насторожить родителей?

- Предугадать выбор уйти из жизни через самоубийство невозможно! Должны обращать на себя внимание любые странности в поведении подростка: изменения аппетита, нарушение режима сна, пренебрежительное отношение к собственной внешности, мысли о своей ненужности, чувстве одиночества, вины, грусти, уход от контактов, отсутствие планов.

В случае готовящегося самоубийства ребенок может начать приводить дела в порядок, звонит друзьям со словами благодарности, обещает «помнить», оставляет родителям записки на видном месте. Или другой вариант. Месяц-два ребенок ходит в мрачном состоянии, а тут вдруг становится удовлетворённым, расслабляется. Со стороны может показаться, что мысли о самоубийстве больше не актуальны. Но такое состояние может оказаться опаснее, чем депрессия. Когда решение о суициде принято, все спланировано, появляется избыток энергии. И игнорировать такие сигналы нельзя.

- Эксперты говорят, что суициды молодеют...

- С каждым годом (согласно статистике) наблюдаются рост суицидальной активности и, к несчастью, омоложение самопокушений. Не случайно знакомые сочувственно вздыхают, узнав, что в семье - подросток. Подростковый возраст, пожалуй, самый трудный, кризисный. Подросток претендует на равноправие в отношениях, но всё ещё подвержен чужому влиянию и сверхчувствителен к оценкам. Родителям нужно быть аккуратными с высказываниями. Нежелательно сравнивать сына или дочь с другими ребятами, акцентируя недостатки. Сравнивать можно только прошлые достижения и неудачи чада с нынешними. Критиковать его поведение, но не личность.

Любить безусловно

- Многие родители проигрывают схватку с компьютером. Как вытащить ребенка из Сети?

- Не надо запрещать компьютер, он стал неотъемлемой частью современного мира. Но надо предлагать другую деятельность: например, вместе сходить в боулинг, выехать на природу, записаться на кружок стрельбы из лука - расширять круг интересов ребенка.

Беда, что после напряженного трудового дня родители «не в себе», им бы упасть на диван. У многих недостаточно денег на еду и одежду - не то что на кружки и развлечения. Но обнять ребенка, спросить, как прошел день, похвалить, поинтересоваться его успехами и неудачами - для этого много времени не нужно. Важно любить ребенка безусловно! Если ему в семье комфортно, вряд ли он будет искать поддержку на стороне.

- С 7 июня введена уголовная ответственность за склонение к самоубийству. В стране разработали программу профилактики суицидального поведения. У вас тоже есть свой проект?

- Есть идея реализовать антикризисную программу для начала на базе одной из калининградских школ. В первую очередь, это информирование школьников, преподавателей, родителей об особенностях суицидального поведения. Это требует определенных финансовых затрат. Если все получится, в сентябре-октябре запустим проект. Нет важнее цели, чем сохранить жизнь ребенка, сделать так, чтобы он и мысли не допускал об уходе из жизни.

Что хотят сделать в стране для предотвращения детских суицидов?

  • В школе с 3-го класса в рамках ОБЖ введут предмет «Психология», где будут рассказывать о трудностях переходного периода, первой любви, последствиях близких отношений с противоположным полом.
  • Дополнительно обучать психологии педагогов вне зависимости от их профиля.
  • Выявлять детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и оказывать её.
  • Изучать статус каждого учащегося.
  • Создать социально-психолого-педагогическую систему поддержки школьников всех возрастов.