Куршская коса - самая крупная песчаная пересыпь в мире. И в скором времени она может превратиться в остров - защитная авандюна в корне Косы стремительно исчезает. Морская вода уже прорвалась в лес, затопила дорогу. Ближайший не самый сильный шторм может привести к аварии, последствия которой будет сложно исправить. А ответственные структуры вместо того, чтобы решать проблему, конфликтуют.
Просчитались?
Самая низкая часть Косы - в корне. В этом месте - торф, покрытый тонким слоем песка. И только благодаря берегозащитным сооружениям и песчаной авандюне Коса не превращается в остров. После осенних штормов авандюну прорвало.
Если процесс не остановить, может повториться ЧС 1983 года, когда после шторма Коса на три дня стала островом. Тогда на ликвидацию последствий бросили все силы. Проблему решили. Место прорыва укрепили железобетонными конструкциями с нанизанными на них автопокрышками. Позже вдоль берега поставили защитные гидротехнические сооружения (ГТС) в виде бетонных балок, они стали «ядром» авандюны, впоследствии искусственно воссозданной с помощью деревянных клетей и песка.
Авандюна - зона ответственности федерального учреждения - нацпарка «Куршская коса», ГТС - областной «Балтберегозащиты». В 2016-2017 гг. ГТС у корня реконструировали: свайно-ячеистые бермы с автопокрышками сняли, вместо них уложили тетраподы с каменным заполнением. Однако, как считают в нацпарке, из-за просчётов в конструкции берегозащитных сооружений остаются предпосылки для аварии, важный проект не проходил экологическую экспертизу. А многочисленные научные исследования по этому вопросу не учли.
«В этой ситуации мы вынуждены приостановить реализацию проекта по восстановлению авандюны в корне Косы, так как без эффективного берегозащитного сооружения насыпка песчаного вала и укрепление его биологическими способами нецелесообразны», - сообщает пресс-служба нацпарка.
Нужен арбитр
Нацпарк пишет письма «Балтберегозащите» с требованием принять меры, она отвечает: мол, восстанавливайте авандюну.
«В 70 - 90-е гг. работники нацпарка ежегодно проводили работы по задержанию песка над берегозащитными сооружениями: строили деревянные клети, которые естественным образом заполнялись песком. Таким образом нарастили авандюну высотой до 6 - 8 м и шириной до 40 - 50 м», - комментирует директор ГКУ КО «Балтберегозащита» Роман Трофименко. - После 2000 года эти работы не проводились. Авандюна постепенно разрушалась, а её ядро - ГТС - оголилось. В 2016-17 годах мы сделали капремонт. Заменили разрушенные конструкции из покрышек на тетраподы - более устойчивые и экологичные. На всё денег не хватило. В этом году пытаемся завершить работы. Назначение берегозащитного сооружения - гашение основной энергии волны! Оно защищает авандюну, уменьшая её размыв. Но если авандюна практически отсутствует, защищать от размывов нечего.
Трофименко добавляет, что в данном случае работы, которые проводила «Балтберегозащита», экологической экспертизы не требуют.
«Обмен любезностями» между организациями продолжается почти месяц. Обе стороны признают, что процесс дошёл до критической отметки.
«В этой ситуации необходим третейский судья, - считает доцент института природопользования БФУ им. И. Канта Николай Белов. - В его качестве могут выступить региональные власти. Это - в их интересах. Куршская коса - один из главных объектов туристической привлекательности региона. Нужно собрать руководителей нацпарка и специалистов, занимающихся берегозащитой, и обсудить, какие комплексные меры принимать и где брать финансирование. Любые берегозащитные сооружения недёшевы. Возможно, проблему нужно обозначить перед федеральным центром».
По мнению Белова, нужно менять классификацию берегов Калининградской области: многие участки, считавшиеся устойчивыми, перестали быть таковыми. На определённых отрезках мы теряем порядка 200 м3 со 100 м берега в год. В европейской классификации вообще всё побережье области отнесено к разрушаемым берегам.