Дорожный беспросвет. Какие транзитные перспективы намечаются у Калининграда

13 июля Евросоюз скорректировал свою позицию по поводу калининградского транзита. © / Александр Мелихов / «АиФ-Калининград»

13 июля Евросоюз скорректировал свою позицию по поводу калининградского транзита и дал добро на перевозку санкционных товаров железной дорогой. Доставка грузов по автодорогам по-прежнему остаётся под запретом. «АиФ-Калининград» узнал, отправились ли в область вагоны с «запрещённым» товаром и чего ждать на региональном рынке автоперевозок. 

   
   

Ждём разъяснений

Как рассказал начальник управления по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Калининградской области Дмитрий Лысков, на 15 июля  железнодорожный транзит на калининградском направлении так и не запущен. 

«Железнодорожный транзит – это большая часть товаров. Мы видим проблему: пока литовская сторона к транзиту не приступила, - рассказал он. - Вчера было заявление, что Литва на основании разъяснений Еврокомиссии готовит внутреннюю нормативную документацию. На настоящий момент у нас нет понимания, как этот механизм будет работать на практике. Насколько быстро будут идти грузы, не ждать ли «итальянских» забастовок на литовской стороне?  Спорно выглядит пункт о необходимости контроля объёма грузов в пределах исторических средних значений за последние три года. Непонятно, кто это будет считать? А если нам потребуется больше цемента на какую-нибудь масштабную стройку, нам что – не строить? Ждём разъяснений по всем пунктам. Безусловно, разблокировка железнодорожного транзита – шаг в нужном направлении. Область потеряла на санкционных запретах порядка 40% грузооборота, пришлось перенаправить его на море. Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение миллионного населения эксклава, нам необходимо полное восстановления транзита в прежнем объёме».

После томительного ожидания и множества противоречащих друг другу сообщений вердикт вынесен: перевозки санкционных товаров автотранспортом остаются под запретом. Как это скажется на наших дальнобойщиках?

«Плохо скажется. Хоть литовцы и уверяют, что это коснётся всего лишь 15 % санкционных товаров. Но, по нашим прикидкам, автомобилями перевозили не меньше половины всех грузов, в том числе, мелкие группы: косметику, алкоголь…. Запрет сильно ударит по автоперевозчикам, - говорит председатель Общественного совета при Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, генеральный директор компании «РусТрансСервис» Леонид Степанюк. - Казалось бы, фуры можно ставить на паромы, но затраты при этом резко увеличиваются. За один автопоезд мы платим 65 тыс. руб. без водителя. И сразу же возникает проблема: как отправлять водителя. Заранее дешёвый билет на самолёт ему не заказать, потому что неизвестны сроки отправки груза. На паромы – очередь. Приходится брать билеты задорого. Были ситуации, когда их и вовсе не было. Людей отправляли поездом. 

Такси в Аэропорт от Усть-Луги стоили 4000 руб., сегодня уже 8000 руб. За стоянку в порту в очереди в ожидании постановки на паром 10000 руб. и более. Расходы для нас существенно выросли. Если бы тягач ставили вместе с водителем на автопаром и без очереди, было бы существенно дешевле. Но таких паромов у нас нет, только железнодорожные без пассажирских мест. Все автомобили, которые идут по суше, на границе досконально проверяют. Очереди огромные и уменьшаться, видимо, не будут. В месяц на границе водитель стоит суммарно 15 суток, в результате делает всего полтора рейса в месяц. А нужно минимум три, чтобы быть рентабельным. Едем себе в убыток. Многие перевозчики, которые возят грузы в Россию, могли бы подрабатывать в РФ, но тягачи растаможены на область. Привезли, допустим, товар в Питер. Выгрузили на терминал. Могли бы взять попутный груз назад, но вынуждены идти порожняком, так как областная растаможка брать российские грузы не позволяет.

Фото: «АиФ-Калининград», Александр Мелехов. Дальнобойщики рискуют остаться без работы.

Машинам по 10 – 15 лет,  растамаживать их на Россию невыгодно, в нынешних обстоятельствах ни у кого лишних денег нет. Вот владельцы и вынуждены ставить машины на прикол. АСМАП, власти региона много раз обращались в правительство РФ, чтобы выпустили указ, разрешающий машинам с областной растаможкой выпуск в свободное обращение без уплаты условно начисленных платежей, но ответа нет. 

   
   

В области 1400 предприятий, у них в совокупности до 9 тысяч машин. 225 организаций – члены АСМАП с парком около 4500 автомобилей, остальные – мелкие предприятия. Это 15 – 18 тысяч работников отрасли, а если считать сервисные станции и прочие обслуживающие организации, то около 30000 работающих. По нашим подсчётам, до 40% машин могут остаться без работы, это приблизительно 5 – 8 тысяч человек.  Дважды по нам ударил Евросоюз: когда запретил нам ехать в Европу и позже, когда запретил ехать транзитом, а Россия в ответ ничего не делает в защиту своих перевозчиков. Белорусы своих водителей работой обеспечили – запретили въезд иностранцев в Республику.

Довозят европейцы товар до терминала на границе, там фургоны перецепляют, и  белорусы везут его дальше. Нам надо сделать также – запретить европейцам ездить по России. Тогда и мы повезём товар по меньшей ставке и получателю груза перевозка будет обходиться в 2-3 раза дешевле, чем сейчас берут европейские перевозчики. Выиграют все: и перевозчики, и грузополучатели. Говорят, с 1 октября этот порядок примут, но до этого времени многие перевозчики не дотянут. Ищем варианты, как выживать. Уже пошли случаи изъятия лизинговых машин у наших перевозчиков. Пока перецепку на границе не разрешат, легче не будет. Я, к примеру, четверть машин продал, чтобы погасить лизинговые кредиты. Водители, соответственно, уволились. Ситуация напряжённая, неопределённая. Наши возможности резко уменьшились, а ряды сокращаются».

Жизнь проходит в очередях

15 июля на ТП МАПП Чернышевское в направлении выезда из РФ в очереди находилось 330 большегрузов, въезда ожидало 80 машин.

«Я ездил в Кострому и Вологду, потратил на дорогу 17 дней, из них ехал ровно пять дней. Остальное время стоял, - рассказывает дальнобойщик Сергей Грива. - Перед тем, как в Чернышевское попасть, протомился 12 часов в накопителе. Живёшь в очередях. Это выматывает. Кемаришь днём в кабине, организм совершенно не отдыхает. Сутки выдерживаешь, потом просишь ребят, чтобы разбудили. 

Проесть 2 – 3 тыс. руб. в сутки, выехав из Калининграда, - непозволительная роскошь, поэтому готовлю сам. Есть специальный баллон, сверху горелка. Можно и супчика сварить, и мясо на сковородке пожарить. У меня напарник даже оливье умудрялся делать. Раньше я работал на Европу, теперь на Россию. Заработок, конечно, другой и морально тяжело перестраиваться – столько лет в одной фирме трудился. Пришлось уйти. Не все к таким переменам привыкают. У меня знакомый – 25 лет в Европу отъездил. Сейчас всё бросил и перешёл на городские автобусы. Не хочет неделями жить в кабине.  Если убрать из очереди всю Россию, которая едет к нам, калининградцы так долго бы не стояли. Намного легче бы жилось». 

Водитель Олег Карлов сейчас в отпуске. Мебельная фабрика, где он работает, на две недели закрылась в связи с сегодняшней обстановкой. Решают, как отправлять мебель в России.

«Ситуация непредсказуемая, не знаешь, чего ждать, - говорит он. – Слышал по радио, что санкционные товары Литва разрешила железной дорогой отправлять. Одно время и мы на железнодорожных платформах ездили. На 7 дней дольше выходит, чем автомобилем. Сейчас литовцы будут тщательно досматривать грузы, ещё дольше будем стоять. Возим грузы паромами. Оставляем прицеп в Усть-Луге, а сами поездом либо самолётом. Самолётом проще – два часа, и ты дома. А так придётся покататься. 

На трассе тоже без проблем не обходится. В Кибартае, прямо в городе возле накопителя, нашим ребятам на фурах бьют стёкла. Не литовцы, - украинцы. Приезжает полиция и откровенно говорит: «Мы за вас ответственности не несём!». Мол, не ездите через Литву. А как не ездить? Мне за военно-морской флаг в кабине  выписали штраф – 160 евро. Долго я с пограничниками общался, старался держать себя в руках. Теперь флаг снимаю.  В населённых пунктах в Литве нам стоять запретили. В 5 км от Кибартая начинается лесополоса, там накопитель. Литовская охрана связывается с пограничниками: мол, сколько запустить? Ждёшь своей очереди. К чести литовцев, оформляют быстро – за минуту. Я из машины дольше выхожу. На нашей стороне - то быстро, то медленно – на какую смену нарвёшься. Стучит на компьютере, что-то там проверяет. А чего проверять, если мы везём товар из России в Россию, нашим же людям. Должно быть понимание – домой едем!»