На минувшей неделе в Калининграде прошёл 33-й Форум Анонимных Алкоголиков (АА) России. В наш город приехало более 300 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, МинВод, Владимира и других городов. Эти люди упали на самое дно и вернулись к полноценной жизни, чтобы помогать тем, кому ещё хуже.
На трезвую голову
«Цель таких встреч простая: обняться, порадоваться, поделиться опытом. Обязательно - привезти новичков, - рассказывает куратор форума Евгений Семёнов. - Люди возвращаются к жизни из такого пепла, что, казалось, дорога - только на кладбище. Но они создают семьи, становятся счастливыми, несмотря на то, что побывали на самом дне. Дно у всех разное. Как говорила одна москвичка: «Я же не валяюсь под забором! Я лежу в норковой шубе перед ночным клубом. А это большая разница!» Осознание, что ты дошёл до дна очень важно. Наверное, только алкоголик сможет объяснить другому человеку, что он уже там. И первый шаг к осознанию - признать своё бессилие».
За 17 лет работы перед глазами Евгения прошли тысячи судеб.
«С одной стороны, каждая история уникальна. А с другой, поражает, насколько эти истории похожи, - говорит он. - Есть замечательная книга «Анонимные алкоголики» 1938 года. Когда я читал её впервые, удивлялся, что там описаны все мои сокровенные мысли. А потом пришло озарение: алкоголизм - это болезнь. И как любая болезнь проистекает одинаково у всех. А значит, и лечиться должна одинаково. С помощью нашей Программы 12 шагов люди выходят из страшных историй. Один из ярких примеров - Марианна. Девочка родилась в Германии, в семье русского офицера. Папа умер. Мама на этой почве сошла с ума. Трёх сестёр раскидали по приёмным семьям. Марианна 14 лет стояла на учёте как наркоманка и алкоголичка. После этого ей вдруг бахнуло в голову вернуться на родину. Забрала из лечебницы мать, нашла жениха - русского наркомана. И вместе с ними и 3-месячной дочкой приехала в Калининград. В 17 лет от голода и безысходности она пришла в АА. Писать по-русски не умела, читала плохо. Работала уборщицей. Её взяли под крыло девушки-наставницы. Занимались с ней уроками. Марианна получила диплом о среднем образовании, затем поступила в калининградский университет на иняз. Со 2-го курса попала на практику в Варшавский университет. Осталась жить в Польше, выучилась на психолога. Сейчас она замужем, имеет троих детей, купила лошадь, ведёт иппотерапию для зависимых людей».
Наш земляк Владислав в 90-е годы был богатым человеком. Имел пункты обмена валюты в столице, возил деньги чемоданами, а потом пропил всё.
«Уже с детства можно понять, что человек предрасположен к алкоголизму, - говорит он. - Почти у всех зависимых отсутствует гормон радости, снижена способность воспринимать жизнь позитивно. Попал бы я с таким недостатком к баптистам, ничего не было бы. Но в СССР, где народ подспаивали, чтобы отвлечь от проблем, исход понятен. Я был учительский сын, отличник и гуманист. Зависимость появилась с первого же раза. У друга после дня рождения матери осталась бутылка водки. Сначала мы хотели её продать пьющим одноклассникам, а потом он предложил: «А давай выпьем!» Попробовал - и с тех пор стал постоянно об этом думать. Ждал вечерних посиделок, как праздника. Помню, сижу на кухне, смотрю на бронзовый кран и мечтаю: если поймать золотую рыбку и она предложит: «Загадай три желания!», то мне было бы достаточно одного: пусть из этого крана течёт водка. В институте у меня была девушка. Она сказала: мол, будешь так пить - станешь алкоголиком. Я даже не стал с ней спорить - настолько абсурдным мне это казалось. Но каждый день приближал к такому финалу. Похмелье было настолько разрушительным, что я не мог ни спать, ни есть. Потерял семью, бизнес. В последний год знал, что умру в ближайший запой или через один. В АА я пришёл за советами: как дольше продержаться до очередного запоя и где купить снотворное. Пришёл на группу, и так люди понравились! Показалось даже, что они светятся изнутри. У кого-то 7 месяцев трезвости, у кого-то 4 года. Я сразу поверил, что выход есть. Ничего мудрёного здесь не происходит. Собрались люди, больные одним недугом. И они говорят: «Ты с нами!» Если я помогаю другим, и мне хорошо. Важно, что эта помощь бесплатна. 31 декабря исполнится 20 лет, как я не пью».
Инна С. из семьи дипломатов. Когда ушёл муж, впала в горькую депрессию.
«20 лет лечилась у наркологов, кодировалась. После первой кодировки выдержала 3 года «на сухую». Но все мысли были: пройдёт срок и напьюсь, - вспоминает она. - И сорвалась! Предпринимала титанические усилия, чтобы ходить на работу, хорошо выглядеть, хотя порой не было сил, чтобы взять зубную щётку. Когда присоединился КОВИД, паника не проходила ни днём, ни ночью. После того как не спала 2 недели, сама себя положила в «психушку». Когда пришла в АА, поначалу думала - секта. Но ко мне присоединили наставника. Идём с ним по шагам. Ничего особенного - житейская мудрость: не корить себя, не винить. Но я перестала считать себя дефективной, и тяга к алкоголю прошла».
Как говорят члены АА, есть только алкоголики и не алкоголики, а «умеренный алкоголик» - иллюзия. Только сам человек может определить, зависит он от спиртного или нет.
Если человек становится алкоголиком, то это уже навсегда. Даже если он воздерживается от употребления спиртного много лет, вернуться к тому, чтобы просто «пропускать по рюмочке» в компании, он уже не сможет. Программа АА построена на том, что любой алкоголик выигрывает от общения с другими алкоголиками. Приходя на собрания, он лучше понимает не только то, что с ним происходит, но и как с этим бороться. А ещё избавляется от одиночества, которое подчас является одной из причин, приводящих к алкоголизму.
Реакция на стресс
Как показывают опросы, россияне экономят на покупке новой одежды, отпуске и еде навынос, но в последнюю очередь - на потреблении алкоголя. По данным Росалкогольрегулирования, с января по октябрь 2022 года рост продаж водки в стране увеличился на 6,3, а слабоалкогольных напитков - на 57%. Вероятно, так россияне реагируют на стресс, градус которого сейчас зашкаливает.
По информации регионального минздрава, на настоящий момент отмечается устойчивая тенденция к снижению количества состоящих на учёте пациентов по поводу алкоголизма. Так, за 11 месяцев текущего года на учёте состоят 6 735 жителей области, больных алкоголизмом. Для сравнения, в 2021 их было 7 539, в 2020 – 8 316. Количество госпитализаций с диагнозом «алкогольный делирий» также снижалось: с начала года поместили в стационар 346, в 2021 – 399, в 2020 – 448 человек. В текущем году смертельно отравились этанолом 74 человека, скончались от алкогольной кардиомиопатии – 144, от алкогольного цирроза – 53. Годом ранее таких было 56, 211 и 56 соответственно.
Вот число пациентов с интоксикационными психозами растет: в 2020 году стационарное лечение в Областном наркодиспансере получали 36 человек, в 2021 – 83, за 11 месяцев этого года – 87.
«Когда я дежурил в 90-е - 2000-е годы, то за сутки принимал по 8-10, однажды - 19 человек. Из них 15 было с «белой горячкой». На сегодня принял одного с «белой», другого - без. Ажиотажа нет! В течение двух лет в нашем отделении на 50 коек больше 45 пациентов не бывает, в то время как раньше лежало до 70. Может, стали правильнее пить? Я не знаю, почему! – говорит врач нарколог-психиатр Областного наркодиспансера Владимир Касьян. - На сегодня есть рост только по интоксикационным психозам. Увеличивается количество больных, принимающих «соли», наркотики. Но наши пациенты - не вся статистика. Проблема в том, что бесплатную наркологическую помощь можно получить только в государственной клинике, с записью паспортных данных. Если желаете анонимно - только за деньги. В области десятки частных клиник, которые берут с алкоголиков за медпомощь от 5 тыс. руб. в день. Причём качество лечения отвратительное. Все эффективные препараты стоят на учёте, как сильнодействующие. На них почти невозможно получить лицензию. Частники зачастую и не заморачиваются - используют комбинацию различных нейролептиков, а потом пациенты поступают к нам в ужасающем состоянии. Я считаю, что перевод всех социально значимых болезней в систему ОМС - шаг недальновидный. Если мы не выполняем план по койко-дням, у медиков падает зарплата. Системе выгодно, чтобы народ пил - и это нонсенс!»
Число госпитализированных с алкогольной зависимостью не равно количеству пьющих. Косвенное подтверждение тому, что не всё с этим делом в области благополучно, - рейтинг РИА Новости, согласно которому калининградцы находятся во власти вредных привычек. Наш регион занял 60-е место среди 85, набрав за 2021 год 52,2 балла из 100. Составители учитывали продажи алкоголя и табака, число преступлений, совершённых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, смертность от злоупотребления спиртным.
«Сыграли роль социально-экономические факторы, в эксклаве они проявляются острее. Усиливается тревога, а один из способов снятия напряжения - алкоголь, особенно если есть склонность. Внесла свою лепту и «удалёнка», - комментирует заведующая поликлиническим отделением областного наркодиспансера Анна Рамхен.