Уголь раздора. Будет ли безопасной электростанция под Светлым

Жители СНТ «Балтика-1» боятся, что новая угольная ТЭС негативно отразится на экологии. © / Станислав Ломакин / АиФ

Угольная ТЭЦ под Светлым - часть плана по обеспечению энергобезопасности Калининградской области, утверждённого правительством РФ. Но власти округа жителям практически ничего не объяснили. «АиФ - Калининград» решил разобраться в ситуации.

   
   

Что-то скрывают?

Ближайшие к предполагаемому месту строительства теплоэлектростанции (ТЭС) населённые пункты - дачные общества «Балтика-1» и «Рыбак». Особняки стоят на берегу залива. О том, что здесь появится угольная ТЭС, жители узнали случайно в ноябре прошлого года. Увидели, как мужчины в защитной форме ходят по лесу. Оказалось - геодезисты. Они и объяснили, что здесь построят. Светловчане стали писать во все инстанции вплоть до Президента Владимира Путина. Ответ из минразвития инфраструктуры области подтвердил: здесь будет станция.

По словам Юрия Илюшечкина, зампредседателя СНТ «Балтика-1», судя по карте на сайте администрации городского округа, промзона, в которой будет находиться станция, вплотную примыкает к их участкам. А между ними должна быть санитарная зона. Получается, она приходится как раз на земли СНТ и дома должны пойти под снос? В обоих обществах - около 500 участков. Дома - до четырёх этажей, со всеми удобствами. Люди там прописаны и живут десятилетиями.

Люди строили дома «на века». Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Мнение власти
Сергей Бевз, глава округа: «Проект планировки правил землепользования и застройки после проведения публичных слушаний корректируется. Пока он не утвержден. Предполагаемая санитарно-защитная зона в 500 м отсчитывается от источника. Сегодня, не имея проекта и привязки, невозможно сказать, на какую территорию она распространится».
24 марта муниципальные власти организовали встречу с участием жителей, правительства области и энергетиков. Людям пообещали отодвинуть от них промзону. В этом случае участки не снесут. Однако светловчане не собираются успокаиваться, пока им не предоставят документы.

Но даже если участки не тронут, многие в Светловском округе - против угольной станции. Говорят, здесь и без неё хватает промпредприятий, которые «портят воздух», хотя все проверки показывают: превышения допустимых выбросов вредных веществ нет. А когда они строились, людям обещали, что никаких неудобств не будет. Как после этого верить заказчикам строительсва ТЭС? Проекта станции ещё никто не видел, но из-за недостатка информации её уже окрестили «угольным монстром» или «смердящим паровозом».

Справка
Около 40% электроэнергии в мире вырабатывается на угле. С 2012 по апрель 2015 года в ЕС было введено 10,1 ГВ т угольной генерации - почти в шесть раз больше, чем количество введённых газовых мощностей. На стадии строительства находятся ещё 8,6 ГВ т угольных мощностей. Из них 3,3 ГВ т - в Польше, 2,7 ГВ т - в Нидерландах, 1,8 ГВ т - в Германии.
 «Угольная ТЭС - это 19-й век! - возмущается Игорь Фургачев, житель СНТ «Балтика-1». - Боюсь, страдать от неё будет не только Взморье, но и Калининград. Неподалёку расположится золоотвал. В четырёх километрах по розе ветров - питьевые озёра. Где гарантия, что выбросы туда не попадут?»

Избежать блокады

В соответствии с программой энергобезопасности в регионе построят четыре станции, работающие на разных видах топлива, они будут взаимозаменяемыми.

«Вот лишь некоторые претензии к проектам. Во всех четырёх предусмотрен отпуск тепла станций, - говорит Юрий Злобин, заслуженный энергетик РФ. - То есть образующееся тепло миллионами гигакалорий будет «вылетать в трубу» и отапливать атмосферу. На газовых электростанциях в Гусеве и Советске не предусмотрена даже примитивная утилизация образующегося тепла. «Выхлоп» газовых турбин будет отводиться в атмосферу температурой свыше 600 градусов! При том, что в области - около тысячи допотопных и экологически грязных угольных котельных и тяжёлая ситуация с теплоснабжением. Есть риск, что компенсацию потерь заложат в тарифы на электроэнергию. В проекте не предусмотрена переработка золошлаковых отходов. Для их утилизации организуют золоотвал на 70 га».

   
   

Другие эксперты говорят, что пока нет проекта и оценки воздействия ТЭС на окружающую среду (ОВОС), утверждать, опасный ли это объект, невозможно.

«Пока непонятны решения, которые могут нивелировать негативное воздействие на среду, такие объекты остаются потенциально опасными, и все природоохранные ведомства их именно так и будут рассматривать, - говорит Олег Иванов, член регионального штаба ОН Ф. - Поэтому переживания людей понятны. Однако теоретически угольная ТЭС может быть абсолютно безопасной».

Чиновники уверяют: повода для паники пока нет, как нет и другого выхода, ТЭС - часть госпрограммы, которую обязательно реализуют.

«Новые мощности нужны для обеспечения энергобезопасности региона. Cуществуют планы по выходу Прибалтики из «электроэнергетического кольца» с Россией, что ставит энергообеспечение области в зависимость от политической конъюнктуры, и новые электростанции предотвратят вероятность отключения региона от энергоснабжения, - комментирует Геннадий Бинько, гендиректор ООО «Калининградская генерация» (заказчик проекта). - Подобные прецеденты мы уже наблюдали. Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию с энергоблокадой Крыма. Понимая серьёзность положения, Правительство России приняло все меры, чтобы в регионе появилась новая энергетическая инфраструктура.

Строительство угольной станции - необходимая мера. Нельзя полагаться только на газ, который поставляется из России по единственному маршруту. Для надёжного обеспечения электроэнергией потребителей нужна станция, работающая на другом виде топлива.
Наилучшая альтернатива - уголь. Угольная станция, в отличие от возобновляемых источников энергии, выполняет функцию поддержания частоты в сети, а это необходимое условие для работы энергосистемы в целом. К тому же строительство ветряных или солнечных установок более затратно. Такие проекты неокупаемы, во всём мире они существуют только за счёт дотаций из бюджетов. Региональные и местные органы власти выбрали Взморье местом для размещения угольной станции потому, что здесь возможно организовать два способа доставки угля: железнодорожным и морским путями. Сюда могут приходить суда, которые доставят топливо, минуя территорию Литвы. На нашей станции будут применяться современные решения в сфере экологической безопасности. Это «сухие» градирни, системы сухого пневмозоло-шлакоудаления.

Для очистки отходящих газов от вредных продуктов горения при выработке электроэнергии предусмотрено применение дополнительных фильтров выбросов в атмосферу оксидов серы и азота, золовых частиц и других ингредиентов. Их степень очистки - 99,5%. Для ежедневного контроля отходящих газов на станции устанавливаются автоматические системы мониторинга. Также на ТЭС будут использовать современные системы водоочистки и шумоизоляции».

Что касается золы, её обещают прессовать в брикеты и отвозить на сухое хранение на золоотвал. Где он будет, сейчас определяют власти области. Ведут переговоры о переработке золы с местными производителями. Её можно использовать, например, в производстве стройматериалов.

Комментарий
Александр Филонов, завкафедрой судовых энергетических установок и теплоэнергетики КГТУ: «Когда подготовят проекты станций, станет ясно, какое оборудование будет стоять для предотвращения выбросов оксидов азота, серы и золы в окружающую среду. Существуют жёсткие нормы проектирования ТЭТЭС, определяющие допустимые выбросы загрязняющих веществ в дымовых газах. Кроме того, оговаривается содержание вредных веществ в сточных водах. Требования порой жёстче европейских. Я ознакомился с документацией по угольной станции во Взморье на сайте госзакупок. Там все эти требования оговариваются. Новая станция будет оснащена системой очистки дымовых газов и переработки сточных вод. Вода в Калининградском заливе имеет повышенную минерализацию и для охлаждения конденсаторов турбин использоваться не будет, поэтому в технических требованиях на проектирование рассматривается оборотная система охлаждения с сухими градирнями вместо прямоточной. Это плюс для экологии, так как нагретая вода сбрасывалась бы в залив, в данном случае этого не будет».