Правительство РФ одобрило законопроект об уголовной ответственности за нелегальную добычу янтаря и операции с ним. Янтарщики опасаются, что нововведение ударит по всем, кто хоть как-то связан с камнем, в том числе по покупателям. Так ли это, разбирался журналист «АиФ-Калининград».
Всё в Китай
О разработанном законопроекте во время недавнего визита в Калининград сообщил Дмитрий Медведев: копателям, повторно попавшимся на нелегальной добыче, будет грозить до пяти лет принудительных работ либо лишение свободы. Действующие меры ответственности несопоставимы с доходностью от нелегальной добычи. С начала года, напомним, штрафы для копателей увеличили до 200-500 тысяч рублей, что решило проблему лишь отчасти. За 4 месяца 2018 года в ходе 31 рейда задержали 34 человека, изъяли 7 кг сырца.
Штрафуют и аквалангистов. К примеру, в августе задержали в районе Янтарного ловцов, добывающих янтарь с помощью подводного оборудования, изъяли более 10 кг камня.
Спрос на услуги нелегалов высок. Покупают у них камень и те, кто вывозит его за границу, и местные переработчики, хотя никто в этом не признается. Конечно, незаконные раскопки - зло, хотя бы потому, что наносят огромный ущерб почвам. Но при желании этот процесс можно было бы направить в цивилизованное русло. Видимо, у властей такого желания нет. На словах обещают стимулировать переработку янтаря в области.
Но с чем работать при дефиците легального качественного сырья, о котором заявляет часть производителей? По данным минпрома области, в 2017 году Янтарный комбинат добыл 450 тонн сырца и почти 396 тонн продал за границу, в основном в Китай. Местных переработчиков всё меньше. Неудивительно, что на новость об уголовной ответственности в соцсетях появились отзывы вроде такого: «Когда комбинат отпускал на местном рынке сырьё, тысячи людей занимались переработкой. Но уже несколько лет ситуация иная, и, наверное, десятки людей официально работают с комбинатом, хотя на бирже зарегистрировано более 100 фирм. Почему? Видимо, Китай дороже власти, чем жители региона».
Конкурентов нет
«Если законопроект примут в таком виде, можно всю область огораживать колючей проволокой, - считает переработчик янтаря Михаил Симуков. - Потому что в каждой семье есть янтарь и никак не доказать, что он легальный. Как покупатель, который приобрёл изделие и выбросил чек, докажет его происхождение? А для переработчиков это будет дамоклов меч над головой. Я когда-то перерабатывал до тонны янтаря в месяц, в цехе по углам лежит масса материала. Это не золото, пробу не поставишь. Попробуй, докажи, откуда взял. Законопроект открывает поле для коррупции».
«На комбинате сортировка в последнее время всё-таки улучшилась, - считает президент СРО «Янтарь» Илья Емельянов. - Трудность в том, что сортируют там и на производствах по-разному. Стандарта нет. Решаем вопрос совместно с комбинатом, но процесс небыстрый. Проблем у отрасли много. К сожалению, у законодателей, как правило, нет комплексного подхода к ним. Как в борьбе с копателями: вводят уголовную ответственность. Но параллельно не создают базы для того, чтобы люди перешли в легальный бизнес. Вводят ответственность за сделки с нелегальным янтарём. А системы, которая поможет объективно определить его происхождение, нет. Возможны злоупотребления».