В квартирах с центральным отоплением стали горячими батареи, а вот те, у кого в домах котелки, мёрзнут и обзванивают поставщиков угля. Новости не утешают: твёрдое топливо в дефиците.
Лист ожидания
«Раньше у нас был свой склад в районе порта. Туда подъезжали составы, выгружали уголь. В прошлом году его закрыли, - рассказала жительница Балтийска Светлана Боярская. - Уголь идёт только для организаций, а для жителей его нет! Смотришь на Авито объявления: обозначена цена 6700-7500 за тонну. Звонишь, а там говорят: «Что вы? Не меньше 10 тыс.!» Плюс доставка из Калиниграда 4500. В Балтийске преимущественно старый фонд, у людей котелки. Мне, чтобы отопить свой сборно-щитовой дом, надо на зиму минимум 4 тонны угля, помножьте на 10 - это 40 тыс. вынь да положь. При том, что
зарплата 14 тыс. Муж умер, одна воспитываю сына. Денег взять негде. И что нам - замерзать?!»
В Полесском районе администрация не организовала поставки населению топлива, отсутствует организация, снабжающая жителей дровами и углём. В Славском районе не назначили чиновника, который будет рассматривать обращения потребителей по вопросам теплоснабжения. В Светловском округе отсутствует программа проверки готовности к сезону потребителей тепла. Прокуратура внесла в адрес глав представления.
В ООО «Евроресурс» (эта организация выиграла контракты на поставку угля для детсадов, школ, соцобъектов, предприятий ЖКХ области) 8 октября нам сообщили, что запасов твёрдого топлива осталось всего на 45 суток.
«Из-за резкого повышения экспортного спроса возник дефицит вагонов для россиян. Ресурсодобывающие компании развернулись на внешний рынок, - говорит директор компании Виталий Демский. - Тем не менее сейчас нет такого, чтобы кто-то из бюджетных организаций остался без топлива. Мы выполняем контракты за счёт сделанных летом запасов. А вот новые поставки не обнадёживают: нам поставляют всего 10 процентов от заявленного. Условно говоря, запрашиваем 10 тыс. тонн , а отгружают 1 тыс. Ситуацию осложняет то, что в нашу область могут заехать только вагоны еврокласса - у них другой колёсный парк, есть особенности с погрузкой. Находятся вагоны в частном секторе, а частник куда хочет, туда их и направляет. Пишем и звоним во все инстанции. Власти региона решают проблему круглосуточно, в ручной режиме. На прошлой неделе отпускная цена на уголь выросла на треть. Но и задорого угля не купить».
Груз идёт в Китай
Похожая ситуация с дефицитом угля была в 2017 году, когда Польша и Китай повысили спрос на уголь. Сделаны ли выводы из той ситуации? Судя по тому, что происходит сейчас, - нет.
«Раньше больше половины угля Китаю давала Австралия, - говорит эксперт в сфере ЖКХ Сергей Шерстюк. - Сейчас Китай перешёл на российский уголь. В Европе расконсервировали теплоцентрали - туда тоже нужен уголь. Груз отправляют туда, где больше платят. Это одна из причин. Другая: наш эксклав - тупиковая станция. Оборот вагонов здесь затруднён. И третья причина кроется в самой организации процесса закупки угля. Его отдали на откуп муниципальным образованиям, а региональное правительство с вопросами контроля не справляется. При Георгии Боосе закупки угля делались централизованно, и такой проблемы не было. Больше всего дефицит угля сейчас испытывают Черняховский, Балтийский, Гвардейский районы, частично - облцентр».
«Поступательный рост цен на уголь наблюдается с мая, - говорит гендиректор компании «Юма» Марина Сухова. - За полгода цены выросли на 40 %. Меняются они каждые две недели. В июле заявки принимали по 6500 за тонну, потом цены поднялись до 6800, а затем и до 7100. Даже когда уголь приходит, вагоны стоят. Самое обидное: дозаявить непоставленный объём мы уже не можем. Лист ожидания постоянно растёт».