«Шпион» против лихача. На дорогах облцентра ограничат скоростной режим?

Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

Череда аварий со смертельным исходом, с которых начался високосный год, заставляет власти задуматься о введении дополнительных мер безопасности на самых «горячих» участках.  Предложения звучат разные: от отмены «нештрафумого» скоростного порога до тайных патрулей на автотрассах. Сомнений нет только в одном: оставлять всё так, как есть, нельзя.

   
   

Машин прибавилось

Чиновники с гордостью заявляют, что число жителей региона перевалило за  миллион. Но вместе с тем растёт и количество машин, а соответственно, и нагрузка на дороги.

По данным Калининградстата, за 10 лет, с 2012 года, количество легковых автомобилей в регионе выросло на 45% –с 308 026 до 447 711. А  автотранспорта в целом прибавилось почти на треть: с 380 600 единиц до 489 907.

В прошлом году в Калининградской области поставили на учёт 45 тысяч автомобилей – в 3 раза больше, чем обычно.  

Но количество в данном случае не переросло в качество. Далеко не все водители осознают, что управляют средством повышенной опасности. Итог печален: 514 ДТП с пострадавшими в 2023 г. - на 34 аварии больше, чем годом ранее. Количество пострадавших также увеличилось — до 575 человек.

На одном из последних заседаний в горадминистрации назвали самые аварийные улицы: Красносельская, Нарвская, Александра Невского, перекрёсток улиц Черняховского и Пролетарской, перекрёсток Московского проспекта и Грига, Аллея Смелых.

   
   

Главные виновники дорожных происшествий - водители, не соблюдающие скоростной режим. Глава администрации Елена Дятлова предложила подумать, как «утихомирить гонщиков» и выступила с законодательной инициативой: отменить нештрафуемые 19 км/час.

«Статистика показывает, что при уменьшении скоростного режима резко уменьшается тяжесть последствий при ДТП. Может, пора уже начать обсуждать с жителями ограничение скоростного режима на отдельных улицах Калининграда? Если нас поддержат, можно менять проект организации движения на части улиц, знаками понижать скоростной режим. Важно понимать, жители готовы проезжать чуть медленнее, но чтобы была вероятность сохранения жизни при ДТП», — пояснила Дятлова.

Новость стремительно разлетелась по соцсетям. Посыпалось множество комментариев, как со стороны противников, так и сторонников данной меры.

«Ещё с 1960 года, когда  утверждали первую редакцию «Правил дорожного движения», государство установило ограничение скорости движения транспортных средств в черте города - 60 км/ч.  Согласно ч. 2 ст.12.9 КоАП РФ наказуемым является превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч. Таким образом, государство на законодательном уровне установило для водителей нештрафуемый порог превышения скорости. Любой знает, что в городе он может передвигаться на скорости 79 км/ч, не рискуя быть привлечённым к ответственности. Известно, что основная причина гибели участников дорожного движения в городе и области -  именно несоблюдение водителями транспортных средств скоростного режима. Ранее, до 2013 года, когда были внесены изменения в КоАП РФ, нештрафуемый порог составлял всего 10 км/ч, - прокомментировал инициативу юрист юридической фирмы «Солнцев и партнёры» Владимир Лапшин. -  Этот нештрафуемый порог превышения скорости, за небольшим исключением, применяется только у нас в стране. Это отступление от правил позволяет водителям думать, что превышать скорость 60 км/ч хоть и нельзя, но, простите за тавтологию, можно. Елена Дятлова не первая, кто озаботился данной проблематикой. Ещё в 2021 году после проведения VI Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН, главная тема которой была обозначена как «снижение скорости на городских улицах, где помимо автомобилистов перемещаются пешеходы и велосипедисты, до 30 км/ч», столичное ГИБДД выступало с инициативой ограничения скорости в Москве с 60 до 30 км/ч. Однако, до обсуждения этого вопроса на уровне законодательной власти, насколько известно, дело не дошло. Что касается инициативы главы администрации Калининграда о возможном ограничении скоростного режима на некоторых дорогах города с 60 до 30 км/ч, то по действующему законодательству,  орган местного самоуправления может принять такое решение. Считаю, обе инициативы разумны, так как позволят сохранить людям жизнь».  

Ямы и темнота

Опытные водители считают: чтобы снизить аварийность на дорогах, нужно нечто большее, чем новаторские законодательные инициативы.

«На аварийность влияют плохое состояние дорог, ямы, недостаток освещения на многих участках, а не только превышение скорости, - говорит председатель профсоюза таксистов области Станислав Татаренко. - После схода снега у нас полгорода – жесть. Где-то дыры подлатали, но лучше не стало. Это и Аллея смелых, Дзержинка возле «Бауцентра», Яналова, Карла Маркса, Проспект Мира, Победка... перечень большой. Назвал только то, что сразу вспомнил. Гурьевск тоже весь, как после войны».

Руководитель калининградской региональной общественной организации защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев считает, что поскольку участились случаи, когда пешеходов сбивают прямо на «зебре», властям необходимо совместно с ГИБДД проверить обустройство переходов, особенно в вечернее время, посмотреть их обзорность.

«Например, в Зеленоградске переходы обозначили лампочками, там наездов на пешеходов почти нет, - отметил Георгий Анатольевич. – Также в городе нужно размещать больше камер видеофиксации нарушений - в том числе  там, где установлены светофоры. Многие водители проскакивают на жёлтый, или начинают движение на жёлтый, хотя это нарушение ПДД. Многих  горожан возмущает перекрёсток на Площади Калинина, в сторону Южного вокзала, где расположен известный фастфуд. Там очень часто создаются аварийные ситуации. Водители из-за очереди в кафе, особенно в «часы пик», не могут проехать перекрёсток и перекрывают дорогу. Те, кому нужно налево, не могут попасть в крайнюю левую полосу из-за желающих перекусить. Хотя бы установили там камеры или нанесли вафельную разметку! Почему-то ни ГИБДД, ни городские власти не хотят улучшить ситуацию на этом проблемном перекрёстке».

Так же нужно проверить, где усилить разметку по полосам, где водители теряются, как въезжать на тот или иной перекресток, кто имеет преимущество.

На дворе весна, и вскоре к огромному количеству машин в городе прибавятся ещё и любители прокатиться с ветерком на электросамокатах. Аварийных ситуаций, скорее всего, станет больше.

Кстати
Учреждение «Безопасный город» в Калининградской области запустило автоматический контроль скорости автотранспорта при помощи скрытого патруля. Обычную машину, которая ничем не выделяется из общей массы, оборудовали видеокамерой, фиксирующей превышение скорости. Места курсирования «машины-шпиона» меняются еженедельно по согласованию с ГИБДД. Чаще всего она будет появляться там, где водители особенно часто не соблюдают скоростной режим.