Стоп-сигнал. Сохранит ли Литва калининградский транзит?

Россияне массово жалуются на проблемы с пересечением европейских границ на машинах с отечественными номерами. Первыми автомобилистов начала разворачивать Литва, затем к ней присоединились Латвия и Эстония. Кроме того, в СМИ появилась информация, что на границе могут отбирать личные вещи: ноутбуки, смартфоны, меха, ювелирные изделия, даже шампунь и туалетную бумагу. Как реализуют запрет на практике и что ждать запертым в окружении европейских стран жителям эксклава, разбирался наш корреспондент.

   
   

Исключение работает?

В настоящее время въезд в ЕС на пассажирских автомобилях, зарегистрированных в России, расценивается как запрещенный импорт, причём, неважно  имеет ли сидящий за рулём  ВНЖ или гражданство в ЕС. Ограничение в свободе передвижения преподносится европейским сообществом как очередной ответ на действия России на Украине после многочисленных санкций, которые уже испытывает наша страна. И калининградский эксклав, находящийся в окружении европейских стран, традиционно первым попал под раздачу.

Всю прошлую неделю агентство по международным и межрегиональным связям Калининградской области общалось с коллегами из Литвы, которые заверили, что ограничения не касаются калининградского транзита. Вскоре подоспело и официальное подтверждение Посольства РФ в Литве. Сотрудники консульства сообщили, что  для россиян, следующих на личных машинах через территорию республики из РФ в Калининградскую область и обратно с получением упрощённого транзитного документа, сделали исключение.

Транзит через Литву по УПД остаётся для калининградцев единственным возможным способом передвижения на личном автотранспорте. С прошлого года Литва и без того усложнила процедуру получения транзитного документа, вернувшись к начальным договорённостям по этому режиму. Установлен весьма ограниченный список причин для обращения за УТД: проживание в большой России прямых родственников, работа или учёба. Записываться на подачу документов нужно за месяцы. Транзитная виза в загранпаспорте позволяет калининградцу, следующему в большую Россию, находиться на территории Литвы в течение 24 часов. Важный нюанс – за рулем автомобиля обязательно должен быть его владелец.

Тем не менее, договорённости с «соседями» на внутреннее передвижение калининградцев внутри своей страны никто не отменял. Они закреплены документально, но бумага – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. По словам руководителя пресс-службы региональной таможни Оксаны Ивановой, с 11 по 15 сентября по разным причинам Литва вернула в Калининградскую область через МАП «Чернышевское» 47 легковых автомобилей с российскими номерами. Официальной информации об этих самых причинах литовская сторона не предоставила. Что характерно, на территорию региона машины с номерами Литвы, Эстонии или Латвии пропускают в обычном режиме безо всяких препон.

«Все эти случаи, в основном, связаны с тем, что наши граждане, калининградцы, едут транзитом по шенгенским визам. Литовцы отказывают в этом транзите, другое дело, что когда калининградцы едут по упрощённому транзитному документу на калининградских номерах, нет ни одного случая, когда такой транзит не был бы совершен, практически все проехали без каких бы то ни было проблем. Держу ситуацию на контроле и буду делать все, чтобы право свободного перемещения на территории Российской Федерации для Калининградской области литовцами соблюдалось неукоснительно», - прокомментировал в интервью ГТРК Калининград сенатор Александр Шендерюк-Жидков.

   
   

Варианты с переплатой

Блогер Мария с семьей отправилась на машине из Калининграда в Краснодарский край ещё в середине августа. УТД у них не было, поэтому машину на российских номерах для семьи через Литву перегонял специально нанятый человек. Теперь из-за проблем на границе семья не знает, как вернуться назад. Машину на российских номерах, за рулем которой находится не владелец, не пропустят через границу.

«Мы не знаем, что делать. Вариантов несколько: либо ехать до какого-либо российского региона и там переоформлять автомобиль на того человека, кто сможет её транспортировать через Литву, и вернувшись в Калининград, вновь переоформить её обратно. Либо перевозить машину паромом из Санкт-Петербурга в Балтийск. Оба варианта – это как минимум более 60 тыс. руб. затрат», - рассказала в блоге Мария.

В подобной ситуации оказались и другие жители региона. В группе социальной сети ВКонтакте «Граница сегодня» калининградцы, пересекавшие границу, охотно делятся опытом. Поскольку ситуация меняется изо дня в день, люди предпочитают опираться на свидетельства тех, кто пережил подобный опыт совсем недавно.

«Сейчас пешком пересекала границу Кибартай-Чернышевское. Литовский таможенник пояснил: пускают в Литву машины с российскими номерами только по УТД плюс лично собственник автомобиля. Вопрос по запрету провоза личных вещей – смартфон, тушь, крем, парфюм - будет решен на днях. Сегодня личные вещи для гигиены у граждан России не отнимают. Что будет через несколько дней - им разъяснят», - написала пользователь Марина В.

«На днях ездил в Польшу туда-обратно на машине с российскими номерами, пока пускают без проблем», - поделился радостью калининградец Максим (вопрос был задан по ситуации на 15 сентября. С 17 сентября Польша запретила въезд в страну машинам на российских номерах - прим. ред.).

«Сегодня ехал на автобусе «Калининград – Вильнюс», вез с собой почти полный чемодан вещей: электронику и тому подобное. Полный досмотр был только на русской стороне! Литовцы вообще ничего не смотрели. Так что пока все спокойно. Спросил про заезд на машине с рф-номерами литовских пограничников, проезд только по УТД и транзитной визе с выездом в течение 24 часов, меня с российским гражданством и литовским ВНЖ развернули бы сразу на своей машине обратно», - отписался в группу Алексей М.

Случаи ареста автомобилей на российских номерах внутри стран ЕС пока единичны. Несколько таких фактов произошло в Германии. Другие страны, запретившие въезд российских авто, пока в размышлениях, как им действовать.

Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна пообещал поднять «в правительстве вопрос о том, что делать с уже находящимися здесь транспортными средствами с российскими номерами».

Во время прямого эфира с жителями глава области Антон Алиханов прокомментировал ситуацию с возможным задержанием транзитного транспорта калининградцев в Прибалтике так: «Калининградский транзит продолжает действовать, на личном транспорте можно ездить. Мы этот вопрос уточним. Агентство по международным и межрегиональным связям вместе с нашими коллегами из МИД этот вопрос отдельно прокомментируют. Хотя разъяснения от Еврокомиссии носят иезуитский характер. Когда читаешь, не покидает ощущение абсурдности того, что происходит: обещают отнимать, помимо личных вещей, одежды еще и туалетную бумагу – чего там только нет в этом списке. Без комментариев. Чиновничий европейский идиотизм комментировать сложно, да и, наверное, не нужно».

Кстати
12 сентября Европейская Комиссия обновила интерпретацию ст. 3i: теперь на вопрос «Могут ли российские граждане временно привозить с собой в страны ЕС товары для личного пользования (personal goods) и автомобили, перечисленные в приложении XXI, в том числе в рамках туристических поездок?» не следует категоричный ответ «нет», как несколько дней назад. В новой версии разъяснений говорится, что таможни стран ЕС должны обращать особое внимание на личные автомобили — именно они могут ввозиться с целью обхода санкций. К товарам же, которые «не вызывают значительных подозрений в обходе санкций, такие как предметы личной гигиены, одежда на путешественниках или в их багаже, явно предназначенная для личного использования», таможни должны «продолжать применять запрет пропорциональным и разумным образом».