Компания ООО «Спецавтотранс» готовится к масштабному освоению значительной части территории пос. Рыбачий на Куршской косе - будет строиться крупный рекреационно-туристический комплекс. Насколько он будет здесь уместен? Разбирались на совещании по проекту, состоявшемуся в нацпарке.
Апарт-отели и инфраструктура
«Если мы идем к теме развития поселений национального парка, я считаю, что это хороший проект, потому что, в первую очередь, он даст работу местному населению и привлечет туристов. Рыбачий – это самый большой поселок Куршской косы, входящий в границы нацпарка. Мы попали в президентскую программу развития экологического туризма в России. Такой проект может стать частью этой программы, - сообщил директор нацпарка Анатолий Калина, открывая встречу. - Но просто так строить никто не даст, сразу скажу. Строительство будет контролировать национальный парк после прохождения всех экологических экспертиз».
Что же предложено в первоначальном проекте, заявленном инвестором? Перечень объектов укладывается в 31 пункт – несколько апарт-отелей, гостиница со СПА-комплексом, открытый бассейн, парковка на 570 автомобилей с постом МЧС, рыбный рынок со стритфудом, рестораном, офисно-торговым центром и конференц-залами, автобусная стоянка, международный речной пассажирский пункт, речной вокзал, велопарковка, пункт велопроката, туалеты с душевыми, слип, ремонтные помещения и техническая зона марины, пляж, дома на воде, амфитеатр. Есть в проекте и несколько инфраструктурных сооружений – каскадная котельная, газгольдеры заглубленного исполнения, площадка ТБО, очистные сооружения.
На сегодняшний день существует только проект концепции. Однако в общественном пространстве уже звучат комментарии о том, что негоже застраивать косу восьмиэтажными зданиями. Инвестор утверждает, что ничего подобного не будет. И максимальная высота зданий – 21 метр, а это примерно 5 этажей. Плюс ко всему звучат обещания сделать многослойные крыши зданий, которые будут включать дренаж, изоляцию и на которых будут цвести сады.
Проект планируют осуществлять в несколько этапов. Самый первый – это восстановление береговой полосы за счет намытия.
«Береговая полоса в Рыбачем постоянно подтапливается, ураганами и ледоходами ее сносит. У нас есть заключения с 2008 года по настоящее время по размыву береговой полосы. Из-за того, что очистные сооружения поселка не всегда работали корректно, на территории Рыбачего собралось более 60 тысяч кубов илистых отложений, которые будут очищать. Данный проект имеет не только коммерческую, но и экологическую составляющую, - пояснил руководитель проектов Олег Николаенко. - По поводу намыва земельных участков– все будет делаться обратной засыпкой. То, что было вынесено, все илистые отложения, используем для восстановления береговой полосы».
Интегрировать проект в ландшафт Куршской косы застройщик планирует за счет высадки порядка четырех тысяч растений и кустарников, типичных для этой местности.
Самая большая проблема на сегодняшний день – это найти взаимопонимание с защитниками природы и экологами. По уверениям застройщика, они заказывают и финансируют большой объем экологических разработок. В акватории залива в данной части косы в настоящее время всяческими методами искусственного зарыбления пытаются восстановить популяцию сига. При этом активная деятельность человека может влиять не только на популяцию рыбы, но и на всю флору и фауну территории. Это и является главным камнем преткновения в вопросе реализации крупных инвестиционных проектов на территории Куршской косы, даже если они носят рекреационный характер.
Пострадает ли природа?
Несмотря на то, что проект еще только находится в стадии согласований и прохождения экспертиз, к нему уже обращено пристальное внимание. Экологические организации отзываются о нем преимущественно в негативном ключе.
Так, в защиту птиц, мигрирующих вдоль Куршской косы, в Генпрокуратуру России обратился Экспертный совет по заповедному делу. Ежегодно в течение весенней и осенней миграции свыше 20 млн. сухопутных птиц разных видов, избегающих пересечения водных пространств в дневное время, используют Куршскую косу как своего рода мост на трассе перелета. В отдельные дни численность пролетающих над косой птиц достигает 1 млн особей.
«Свет в окнах многоэтажных зданий является причиной гибели птиц, мигрирующих в ночное время. Попадая в освещенное пространство возле окон во время полета, птицы долго не могут вылететь из него, что часто приводит к столкновениям с окнами и их гибели. Массовая гибель птиц ночью происходит в основном в условиях плохой видимости, таких как дождь, туман или низкая облачность. Эти погодные явления, характерные для юго-восточного побережья Балтики, приводят к дезориентации птиц, - рассказала о выводах специалистов председатель правления движения Татьяна Честина. - Строительство многоэтажных зданий с большим количеством стеклянных поверхностей и яркой подсветкой на миграционном пути, причём на участках, непосредственно прилегающих к центральной части Куршской косы, в месте наибольшей концентрации мигрирующих птиц, неизбежно приведет к их массовой гибели».
Пока обсуждение проекта идет преимущественно в интернет-пабликах. Первая реакция людей на идею застройки большой части поселка Куршской косы – негативная. Впрочем, одним из этапов согласования проекта является официальное общественное обсуждение проекта. Обещают, что в октябре-ноябре этого года проект официально разместят к рассмотрению и будут собирать мнения. При этом, важно понимать, что учитываться при вынесении окончательного решения будут только мнения, оставленные зарегистрированными гражданами. Точку зрения «анонимов» принимать во внимание не будут.