«Почему я?» В Калиниграде осудили хирурга за смерть 15-летней девочки

Пётр Литвиненко на приеме пациентов. © / Официальный сайт Правительства Калининградской области

В Калининградской области вынесен приговор по уголовному делу о причинении несовершеннолетней смерти по неосторожности. На скамье подсудимых – молодой врач-нейрохирург детской областной больницы Пётр Литвиненко. Именно ему вменили в вину смерть 15-летней школьницы Ангелины Разиньковой, которая скончалась в стенах психиатрического диспансера, куда была отправлена по направлению врача.

   
   

Хроника событий

Эта история, произошедшая в феврале 2019 года, имела громкий общественный резонанс. С жалобами на плохое самочувствие и отнимающиеся ноги Ангелина сначала оказалась в гусевской больнице. Затем ее перевели в стационар детской областной больницы. По словам родных, девочка чувствовала себя откровенно плохо, но врачи никак не могли определиться с диагнозом.  Обследования в связи с подозрением на опухоль спинного мозга не выявили ни онкопатологий, ни невропатии.

Всё это время в анамнезе присутствовали слабость, частая рвота; сама девочка на вопросы отвечала односложно. В итоге врачи, учитывая, что ранее Ангелине ставили некое отставание в интеллектуальном развитии, и она даже находилась на коррекционной программе обучения,  предлодили показать ее психиатру.

Добираться до психдиспансера больной вместе с мамой пришлось на такси: машины скорой помощи для перевозки для них не нашлось. В приемном покое психдиспансера состояние Ангелины резко ухудшилось, и она умерла буквально на руках у матери. Врачи не смогли оказать ей необходимую экстренную помощь.

«Следствием и судом установлено, что с 12 по 21 февраля 2019 года 15-летняя девочка находилась на лечении в детской областной больнице Калининградской области. Врач, осуществляя лечение пациентки, не в полном объеме провел её обследование, не учел имевшиеся предпосылки, указывающие на заболевание сердечно-сосудистой системы. В результате, девочке был поставлен неправильный диагноз, связанный с психическим расстройством.

21 февраля 2019 года, осужденный оформил документы на выписку пациентки и организовал перевод несовершеннолетней в тяжелом состоянии, в психиатрическое лечебное учреждение, не имеющее детской реанимации. В результате, не получив необходимой медицинской помощи, несовершеннолетняя умерла в этот же день в приемном покое психиатрического стационара. Согласно данным, полученным в ходе производства судебно-медицинской экспертизы, смерть ребенка наступила в результате острой сердечной недостаточности», - говорится в материалах дела.

   
   

1 сентября 2021 года суд вынес приговор по делу. Врач Петр Литвиненко признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Ему назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев ограничения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на срок 2 года 11 месяцев. При этом от назначенного наказания осужденный освобожден в связи с истечением срока давности по привлечению к уголовной ответственности.

Казалось бы, вроде и осудили медика, а вроде и оставили на свободе. Но в этом деле не удовлетворены остались обе стороны, и пострадавшие, и обвиняемый.

«Почему я?»

Петр Литвиненко, с которым нам удалось поговорить, вину свою не признаёт и намерен дальше отстаивать своё доброе имя.

«Если нужно, я пойду до конца, вплоть до Европейского суда по правам человека. Поймите, мне очень жаль эту девочку. У меня в нейрохирургии очень тяжёлые больные, порой мы ничего не можем сделать. Но в этой ситуации у девочки не было нейрохирургической патологии, её не хотели брать другие отделения. Я её взял, обследовал, сделал ей все исследования, которые только есть в больнице. Её посмотрели много врачей, включая тех, кто должен был установить истинную причину, от чего она на самом деле умерла. И в итоге почему-то меня привлекают к уголовной ответственности, хотя я её не оперировал. Не понимаю, почему это я?», - говорит Литвиненко.

Информацию о том, что Ангелину действительно обследовали несколько специалистов детской областной больницы, в том числе ее осматривал главный врач, говорят те, кто находился одновременно с ней в отделении.

«Я лежала с ребенком в палате №6, рядом с сестринском постом, а Ангелина, кажется, в 20-й. На посту постоянно обсуждали, что происходит. Одна из медсестер рассказывала мне, что Ангелину осматривали все врачи, а еще говорили, что в больнице не было нужных реагентов для всех необходимых анализов», - рассказала одна из пациенток Елена Майбо.

Сотни спасённых жизней

Вынесенный приговор суда разделил Калининградскую область на тех, кто отчаянно защищает Петра Литвиненко, в основном это его пациенты, и тех, кто активно комментирует в соцсетях в том духе, что, мол «врачи-убийцы должны сидеть в тюрьме».

Калининградка Татьяна Мартынюк рассказала нам, как Петр Литвиненко буквально вытащил её ребёнка с того света.

«13 мая мы с 3-хлетней дочкой зашли случайно в магазин, где продавалась мебель. Магазин собирался съезжать, и у них стояла незакрепленная дверь. Она упала прямо на ребенка. Весь удар 80-килограммовой железной двери пришелся на голову. Когда мы подняли дверь, дальше как в страшном сне: окровавленный ребенок, переломанные вдавленные кости черепа, осколки... В магазине был молодой человек, он тут же посадил нас в машину, и мы поехали в БСМП. Там дочке оказали экстренную помощь, сделали МРТ и оттуда уже звонили в детскую областную, предупреждая, что привезут тяжелого пациента. Литвиненко в тот день был в отпуске. Он вышел на работу специально ради моей дочки, собрал лучшую бригаду врачей, провели срочную операцию, которая длилась 4 часа. У Анфисы была сильная потеря крови, ей сделали экстренное переливание», - вспоминает те страшные дни жещина.

По словам Татьяны, Литвиненко никогда не был равнодушным или невнимательным. Он постоянно объяснял, какая будет ситуация, к чему нужно готовиться.

«Я думаю, что благодаря Петру Литвиненко мой ребенок бегает и прыгает, как все обычные дети. Хотя говорят, что после таких травм люди не живут. Ну как мне его не благодарить! Он открытый, всегда готов встретиться, смотрит Анфису, проверяет. Молодой врач, таких специалистов, наоборот, надо беречь, а не выкидывать из системы. Я 20 дней лежала в больнице, он все это время был в отпуске и каждый день приходил всё равно к детям, сам всех проверял. Я считаю, что этим можно охарактеризовать человека как Доктора с большой буквы», - говорит мама пострадавшей девочки.

Руководитель калининградского благотворительного фонда «Берег надежды» Елена Радзывилюк рассказала нам, что Пётр Литвиненко проводил в Калининграде сложнейшие операции федерального уровня. Многие дети, благодаря ему, смогли получить лечение дома, не выезжая из области.

«Одной из наших подопечных со сложной патологией черепа он установил уникальные пластины, которые со временем рассасываются, не придётся во второй раз вскрывать череп, чтобы их заменить, - говорит Елена Павловна. – В то время как по стандарту в нашей детской областной больнице могли сделать только установку пластин, которые впоследствии нужно было бы менять, то есть несколько раз вскрывать ребёнку череп. Он пошёл на это, и убедил всех, что такую операцию возможно сделать у нас. Сейчас девочка, можно сказать, стала здоровым ребёнком».

Приговор будут обжаловать

Есть страшная поговорка, что у каждого хирурга своё кладбище. Насколько в данном случае это применимо к Петру Литвиненко, не до конца понятно. Ангелину Разинькову он не оперировал, только проводил обследование наряду с другими врачами детской областной больницы.

«Они решили, что таким приговором смягчат мне участь. Но ничего хорошего для меня в этом нет. Сейчас под угрозой вся карьера. Я не считаю себя плохим врачом. Я стараюсь каждый день для своих пациентов. Позавчера маме одного из пациентов сказал, что меня могут лишить всего, – она заплакала, говорит: а кто будет моего ребенка наблюдать? Я люблю своих пациентов, я за больного иду до последнего, консультируюсь с профессурой, отправляю в лучшие федеральные центры страны. Если бы я был виноват, я бы был счастлив такому исходу. Но я все делал правильно, согласно всем инструкциям нейрохирурга. Её даже главный врач смотрел, и никто не сказал, что ее нужно оставить в отделении нейрохирургии», - делится переживаниями Пётр Александрович.

Адвокат врача считает, что в данной ситуации Литвиненко просто сделали крайним.

«Сейчас мы подаём апелляцию, потому будет кассационная инстанция в Санкт-Петербурге. Когда дело выйдет за пределы Калининградской области, тогда и будет все решаться. Литвиненко - нейрохирург, по части его профиля ребенок был полностью обследован. Он привлек других специалистов. А педиатр, которая осматривала девочку, утверждает, что она этого не делала. Хотя этот факт подтверждают свидетели», - заявил адвокат Александр Новиков.

Кстати
Калининградские врачи вполголоса говорят между собой о том, что скоро в области работать будет некому. Громкие процессы идут регулярно. Так, около двух лет рассматривалось дело врача-неонатолога областного перинатального центра Элины Сушкевич и главврача роддома №4 Елены Белой, обвиняемых в убийстве младенца, родившегося на сроке 20 недель. В декабре 2020 года врачам был вынесен оправдательный приговор, однако последующая апелляция в Москве отменила решение суда предыдущей инстанции и вернула дело на новое рассмотрение.