Портит жизнь квартирный вопрос. Как материально мотивируют учителей?

Станислав Ломакин / «АиФ-Калининград»

Пока это предложение, которое начнёт действовать не ранее 2025 года – конечно, если на это найдутся деньги в казне. По крайней мере, педагоги с надеждой восприняли эту попытку найти решение их насущных проблем.

   
   

Резерв из репетиторов

Два месяца назад Минобразования области разослало во все школы анкеты, где прописали десять предложений, как улучшить жизнь педагогам. Желающим нужно было выбрать пять самых важных. И 80% учителей это сделали. На основании этих данных, а также по результатам 25 встреч, проведённых врио губернатора с педагогами в муниципалитетах, сформировали перечень возможных мер по стимулированию их труда. 29 августа на сессии «Кадровая стратегия в сфере образования» в светлогорском «Янтарь-холле» новшества обсудили педагоги, управленцы, представители высшей школы и руководители муниципальных органов управления образования.

Участники  круглого стола проголосовали и распределили предложенные чиновниками меры поддержки по степени значимости. На первом месте оказались: жилищный сертификат на 2-4 млн руб. для педагогов, работающих более трёх лет (с 45 лет). На втором: компенсация найма жилья (год) для специалистов по остродефицитным предметам. Замыкает «тройку»: ежемесячная надбавка - 10 тыс. руб. молодому педагогу в первые три года работы.

Сейчас самая большая головная боль: незаполненные вакансии. По словам министра образования Светланы Трусенёвой, на 1 июля в образовательных организациях области не хватало 352 педагогов. Самая острая ситуация там, где больше плотность населения и образовательная сеть: Калининград, Гурьевский, Гвардейский, Гусевский округа. А самые дефицитные люди сегодня: математики. В дефиците также - учителя начальник классов, «англичане», «русоведы» и «физики».

«Мы проанализировали, почему люди уходят от нас. Если не изменим систему мотивации, к 2028 году будем нуждаться в 687 педагогах, - рассказала Светлана Сергеевна. -  Как будем закрывать вакансии? 40% специалистов планируем получить от ведущих образовательных организаций, которые готовят педагогические кадры, как в регионе, так и за его пределами.  Это устойчивое направление, которое ежегодно даёт приток в систему. Вопрос – удержать их в этой системе и сделать настоящими профессионалами. Тридцать процентов удастся сохранить за счёт меньшего оттока более опытных наших педагогов, пребывающих в работоспособном состоянии. Также мы делаем ставку на учителей, которые будут приезжать из других регионов (15%). Ещё 15% - наши работники системы дошкольного образования, начальной школы. Планируем вести их переподготовку и внедрять в основное звено, как учителей предметников в 5-6 классы…  Есть ещё один источник кадров: репетиторы.  Мы продумываем систему аттестации репетиторов с тем, чтобы они работали в школе. Самым важным критерием будет – работа на старшей ступени в общеобразовательной организации и её результаты.  Часть нагрузки мы сможем передать в надёжные руки, часть обучить, посвятить в нашу веру. Но это на потом. Потенциал здесь я тоже вижу: не колоссальный, но человек 100-150 можно найти».

Факт
Главное препятствие в решении кадровой проблемы: отсутствие служебного жилья. Как признался врио губернатора Алексей Беспрозванных, он с удивлением узнал, что в регионе есть педагоги, проработавшие 20 лет и не знающие, где они будут жить завтра.

Заманить и поселить

В области существуют районы, где для бюджетников в принципе невозможно найти жильё.

   
   

«Мы определили муниципалитеты, где для учителей нет ни одной квартиры: Багратионовский, Краснознаменский, Славский, Черняховский, Мамоновский, Нестеровский, Правдинский округа. Понятно, нигде отдельного дома для педагогов и не появится. Нужно комплексно вести строительство для всей социальной сферы, чтобы сдвинуть этот вопрос с мёртвой точки», - сообщила министр образования области.

Невероятное везение, когда директорам поселковых школ удаётся заманить специалистов на периферию. Но как часто бывает: люди приезжают с того же севера и, помыкавшись по углам, отправляются восвояси.

«В посёлках, где расположены школы, в принципе нет съёмного жилья. Есть дома на продажу, и то не всегда, либо цена запредельная. А человек должен приехать и сразу поселиться. По зарплатам в сельских школах сейчас не хуже, чем в городских. Но инфраструктура ограничивает в приёме на работу. Не все готовы переехать в то место, где нет газа и плохой интернет», - говорит директор школы пос. Домново Павел Телятник.

«В нашем округе тоже есть кадровый голод. В основном, решаем проблему за счёт совмещения. На ставку практически никто из педагогов не работает, у большинства занятость - 33 часа. Конечно, это тяжело. Спасибо, люди понимают ситуацию, - переживает начальник отдела образования Неманского округа Светлана Норвидене. – Мы очень хотели бы, чтобы вузы направили в наши образовательные организации молодых специалистов. Но они не едут в такие отдалённые муниципалитеты, как Краснознаменский и  Неманский. Даже в Советске много вакантных мест. Если бы вернуть распределение, может быть, вчерашним студентам у нас понравилось бы. Создали семьи и остались. Наши дети не берут целевое обучение – не хотят возвращаться в родной город. Обидно, печально. Я считаю: ежемесячная надбавка не менее 25 – 35 тыс. к зарплате молодым очень бы помогла. Сегодня,  в среднем, учитель получает 43 тыс. руб. Почти половина наших педагогов - 65 лет и выше. Если, не дай бог, что-то со здоровьем, будет огромная проблема».

Актуален квартирный вопрос и для столицы янтарного края, куда в первую очередь берут курс приезжие.

«На 20 августа в школах облцентра имелось около 150 вакансий учителей, но ситуация меняется ежедневно: к нам приходят педагоги, в том числе, прибывают из других регионов. Один из важных для них вопросов: жильё. В Калининграде есть муниципальные квартиры, которые на определённых условиях предоставляют учителям как служебное жилье. Сегодня мы говорили и о такой планируемой мере поддержки как компенсация оплаты найма жилья. Это действительно необходимо. Для учителя важна защищённость, тогда и трудиться он будет с полной отдачей», - рассказала председатель комитета по образованию администрации Калининграда Татьяна Петухова.

Для решения проблем бюджетников власти области предлагают создать специализированный жилищный фонд. Предварительно посчитали: на 55 квартир для педагогов (Багратионовский округ – 8, Краснознаменский – 7, Мамоновский – 2, Нестеровский – 5, Правдинский – 9, Славский – 6, Черняховский – 18) потребуется 127, 1 млн руб.

Учителя, проработавшие три и более года, сейчас могут рассчитывать на жилищный сертификат в размере 1 млн руб. Понятно, что купить на эту сумму ничего нормального невозможно. Если новая система мотивации заработает, сумма сертификата для таких педагогов (с 45 лет) увеличится от 2 до 4 млн руб. в зависимости от территориального коэффициента для каждого отдельно взятого муниципалитета.

«Разговаривали с министром финансов области Виктором Порембским – он говорит о том, что сейчас большая закредитованность людей ипотекой. Мы проанализировали всех своих педагогов, которые получили жилищные сертификаты. У нас меньше одного процента тех, кто брал ипотеку. Наши люди, исходя из финансовых возможностей, всё-таки приобретали жильё во вторичном фонде. В данном случае эта мера будет актуальна», - считает Светлана Трусенёва.

По новой системе мотивации, преподаватели остродефицитных предметов (математика, физика, информатика, биология, химия, русский, английский язык, начальные классы) смогут претендовать на компенсацию оплаты найма жилья в течение трёх лет – до 20 тыс. руб. Предполагается, что желающих в следующем году будет сто человек. На эти цели потребуется 19, 2 млн руб.

Цифра
Одна из предлагаемых мер: ежегодная премия – 10 тыс. руб. - всем педагогам к 1 сентября.

Добавка «за стойкость»

Жильё – это первый шаг, второй - зарплата, на которую можно нормально существовать.

Директор «Залесовской школы» Виктор Акимов показывает мне видео: готова отличная двухкомнатная квартира для учителя со свежим ремонтом и мебелью – хоть завтра заезжай! 

«У меня жилищной проблемы нет. Есть несколько свободных квартир. Но преподавателя найти не могу. Во-первых, в село люди не хотят ехать. Во-вторых, зарплаты. Как бы то ни было, мы городским школам проигрываем, особенно из других регионов, - говорит он. - Ко мне в пятницу приехала учительница математики из Коми. Вроде, вопрос решили – всё понравилось. Но когда я ознакомил её с тарификацией, у неё глаза округлились, говорит: «У меня при той же нагрузке зарплата на  30 тыс. больше». Собрала вещи и на следующий день улетела обратно. А я предложил ей 60 тыс. за 33 часа (это с учетом классного руководства, доплатой за подготовку ЕГЭ и т. п.)».   

«А как же льгота за коммуналку и другие «плюсы» работы в сельской школе?» – интересуюсь я.

«Какая коммуналка! – восклицает мой собеседник. - Машина дров на сегодня стоит 18 тыс. руб. Чтобы протопить дом площадью 80 кв. м, надо минимум пять машин на холодное время – это почти 100 тыс. А соцвыплата в месяц 4 тыс. руб. Пятьдесят процентов ещё бы добавить!»  

Работники сельских школ, проживающие в городе, попросили губернатора ввести ежемесячную  компенсацию по оплате за жильё и ЖКУ, и этот факт тоже нашёл отражение в новой системе мотивации. Надбавка составит 4, 5 тыс. руб. ежемесячно. Это 24, 8 млн руб. в год на 590 педагогов.

«Когда-то «Автотор» обещал нам выделить 10 автомобилей бесплатно, но что-то не срослось. Сейчас у компании новое дыхание. Если нам дадут машины, у нас есть школы, которые готовы их взять и предоставить в пользование педагогам для поездок в соседние школы за 10 км», - рассказала Светлана Трусенёва. - Предполагается, что впоследствии эти машины ( «Лада Гранта») учителя смогут  выкупить».

Представитель одного из муниципалитетов на круглом столе пожаловалась: на подвозе много детей, но районы «не тянут» зарплату водителей. «Бизнес предлагает им 70-80 тыс. руб., мы конкурировать не можем. Надо бы поддержать водителей», - попросила она. 

«Пряники» в новой системе мотивации прописаны для каждой возрастной категории, осталось реализовать. Особое внимание уделили молодёжи. Молодые специалисты уже получают единовременную выплату при первом трудоустройстве в школу: 100 тыс. руб. – окончившие СПО и 200 тыс. – после окончания вуза. В прошлом году таких было 50 человек. Сейчас помимо обещанной надбавки в 10 тыс. им предлагают единовременную выплату 200 тыс. руб. после трёх лет работы в школе, так сказать – «за стойкость». В следующем году таких учителей будет 37.

«Я работаю в школе третий год, - говорит молодой педагог из Калининграда Екатерина. – К сожалению, субсидию не получила, так как на момент её введения уже работала и училась одновременно. Было обидно. А есть те, кто получил, отработал один год и ушёл. В основном, учителя бегут из школы из-за зарплат. Молодым девочкам и мальчикам очень хочется нормально существовать. А платят мало: 30 – 35 тыс. руб., если без дополнительной нагрузки за 18 – 20 часов. А если брать нагрузку, то это в школе жить. И ещё очень «давят» родители. Я работаю учителем начальных классов. Общение в чатах не прекращается до глубокой ночи. В 23. 00 приходит сообщение: какую нам делать «домашку»? И отключить нельзя. Потом скажут: мол, мы уроки не сделали, потому что вы нам не ответили».

К психологу, и – в санаторий!

«Хотим начинать со второго полугодия 2025 г. практику студентов из других регионов, чтобы ребята приезжали к нам на два месяца. Для этого нам нужно компенсировать им проезд и оплату найма жилья. А также предложить стипендию, которую мы платим своим студентам – 15 тыс. руб. ежемесячно при условии подписания трудового договора. Ведём переговоры с Московским педагогическим государственным университетом, которые сформировали такую группу ребят. Мы встречались дважды: на ВДНХ и в вузе. Они готовы приехать к нам и остаться у нас работать, - рассказала Светлана Трусенёва.  - Новая история: программа «Педагогическое долголетие». Люди хотят отдыхать в санаториях – это топовый запрос от учителей».

Система мотивации предусматривает, что педагогам в возрасте 35 – 45 лет со стажем более 10 лет будут предлагать раз в пять лет путёвки в санаторий на 10 дней (ежегодно - 250 путёвок). А в возрасте 46 – 65 лет – на 14 дней (600 путёвок). Раз в три года 400 путёвок хотят выделять детям учителей. В 2025 году на это потребуется 224 млн руб. Министр образования призвала профсоюзы активизироваться в решении этого вопроса.  Кроме того, поступил запрос от педагогов на оказание индивидуальных и групповых консультаций психолога. Со следующего года их собираются организовать силами Центра диагностики и консультирования детей и подростков.

Алексей Беспрозванных сообщил, что подобные системы мотивации разрабатываются для сферы здравоохранения и "социалки". Затем три блока сведут воедино.  Тогда окончательно и станет понятно: воплотятся ли желания учителей в реальности.