Сделать «уважуху»
Пандемия дала отрасли карт-бланш. Поток туристов в регион был рекордным. В некоторые дни Храброво принимал по 50 рейсов в сутки. По сравнению с августом 2020 года, пассажиропоток увеличился на 35 %, с 2019 годом - на все 90 %.
По информации регионального минкульта, по данным на 22 августа, нашу область посетило 1,3 млн туристов, а к концу сезона их число может перевалить за 2 млн.
Сказалось не только закрытие границ. Область хорошо пропиарили. Увеличилось число прямых авиарейсов из большой России.
«В июле мы не могли поселить гостей - отели были заняты по всей области, - говорит глава Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского округа Сергей Куренков. - Отдыхающие быстро поняли: сняв номер, к примеру, в Полесске, добраться до моря по развитой сети дорог не составит труда. В Зеленоградске гостей было на 20 процентов больше обычного. Отдыхающих удивляло, что у нас чисто. Признавались, что испытали «гастрономический оргазм». Этим летом многие приезжали к нам осознанно - второй, даже третий раз. Поэтому стремились успеть повсюду: катались на паровозе, сплавлялись на байдарках, совершали экскурс в средневековье - благо, на востоке области начали восстанавливать замки».
С открытием Турции поток не изменился. Местные жители жалуются, что сильно выросли цены. Но российского туриста они не испугали. Если в том же Сочи тарелка окрошки стоит 450-500 руб., то у нас литовский борщ - 250. Да, в общепите ценник увеличился на 15-20 процентов, проживание в отелях - на 25-30 процентов. Но не просто так: подорожали продукты питания, моющие средства. Многие отели обновили бельевой фонд, оснащение номеров. Смотришь в соцсети: в Крыму предлагают отдыхающим щитовые домики. Люди чуть ли не на досках спят за 6 тыс. руб. в сутки. У нас такого безобразия нет. Наша главная цель - не нажиться на туристе, а сделать «уважуху» гостям.
Как раньше, не получится
Кому в этом году не удалось насладиться отдыхом в полную силу, так это местным жителям. Электрички и кафе были забиты под завязку, на пляжах отдыхающие не лежали, а стояли; на променадах поток был таким, как в столичном метро.
Министр по культуре и туризму Андрей Ермак советует жителям адаптироваться к новой реальности.
«Есть два подхода. Первый: привыкнуть к тому, что нужно бронировать всё заранеее. Уже не получится: захотел - поехал, сел в любой ресторан, взял лежак на пляже. Потому что туристов много, - сообщил он во время прямого эфира в Instagram. - Второй: искать альтернативные способы отдыха. Для этого у нас есть замечательные возможности востока области».
Предложение заманчивое, но восторга у местных жителей не вызвало. Немногие предпочтут марш-бросок по руинам купанию в море.
На Куршскую косу ( она находится в числе мест обязательных для посещения в области) турфирмы в июне-июле привезли больше групп, чем за всё прошлое лето и даже за аналогичный период 2019 года (рост - 20 %). Сезон ознаменовался резонансными случаями административных правонарушений известными личностями. Руководство нацпарка надеется, что гости, приезжающие самостоятельно, будут предварительно знакомиться с установленными правилами поведения.
Кадры - в дефиците
В Янтарном в этом году число отдыхающих увеличилось на треть, по сравнению с предыдущим сезоном. Для любителей морского отдыха открыли четвёртый пляж - Южный. По-прежнему излюбленным местом для отдыха остаются пляжи Центральный, Янтарный и Лагуна.
Для безопасности купающихся установили два новых спасательных поста, увеличили количество туалетов. Активно развивается сеть пляжных кафе, имеющих прекрасные виды на море. На берегу, рядом с пляжем Центральный, смонтировали качели из дуба в виде большого сердца, а на основном спуске к пляжу установили поворотную купольную камеру, которую подключили к аппаратно-программному комплексу «Безопасный город».
Впереди - «бархатный» сезон. Отдыхающие уже забронировали 80 процентов мест в отелях вплоть до 20 сентября. С 1 октября возобновится программа кэшбека - и гостей прибавится. По данным TVIL.RU, туристы бронируют отдых в Калинин-
граде на семь ночей по 1997 руб. в сутки.
Основная проблема отрасли гостеприимства - кадры. Не-смотря на рост зарплат по всем позициям на 30-40 процентов (в прошлом году горничная получала 25 тыс., сейчас - 35- 40), не хватает всего линейного персонала: поваров, барменов, официантов, горничных, прачек. Сейчас отельеры связывают свои надежды со Школой гостеприимства, которая с сентября начнёт работать в средних и высших учебных заведениях области. Возможно, с её помощью удастся восполнить пробелы с персоналом. Пока их закрывают переработками. Отток персонала идёт и на «серый» рынок. В том же Зеленоградске количество номеров сопоставимо с количеством сдаваемых квартир. И их тоже нужно убирать.
В «бархатный» сезон акцент будет сделан на экскурсионный туризм.
«Введённые ограничения наложили отпечаток на экскурсионную деятельность, иначе год был бы взрывной. За две недели июля она просела на 70 процентов. Затем восстановилась, - говорит глава Ассоциации предприятий туриндустрии области Светлана Слепенок. - В область стали приезжать вакцинированные россияне, с ПЦР-тестами. Но многие из них по причине сложной эпидобстановки отказываются от групповых туров. Предпочитают индивидуальных гидов, среди которых, увы, много людей непрофессиональных. Столкнувшись с ними, турист возвращается в автобусы. Кстати, до 30 августа должны были привиться и гиды, и водители автобусов. Ещё одна особенность этого сезона: местные жители наконец-то познакомились с областью. Если раньше было по 1-2 калининградца в автобусе, то сейчас жители поехали массово. Пишут посты, восхищаются, что в Славске есть бассейн с минеральной водой, хотя он всегда там был. Потихоньку за спросом меняется инфраструктура. Да, в области ещё не хватает кафе, туалетов, но всё будет».