Несбывшаяся мечта. Очередной подрядчик отказался от порта в Пионерском

Так выглядит порт в Пионерском сейчас. © / Александр Матвеев / АиФ

Потеряли миллиарды

Торжественная церемония закладки первой капсулы для строительства нового глубоководного порта в Пионерском состоялась в начале 2018 года. Годом ранее презентовали проект терминала для приёма грузовых паромов и пассажирских лайнеров. Перечень работ включал в себя углубление дна, реконструкцию причала, строительство здания морского вокзала, создание насыпных участков. На конкурс заявился всего один участник - компания «Больверк» из Самары. Сэкономить бюджетные деньги не получилось: контракт был подписан по максимальной цене - более 7 млрд руб.

   
   

Факт
Аванс в размере 723 млн руб. подрядчику предстоит вернуть в федеральный бюджет.

После начала строительства буквально через несколько месяцев стало понятно, что у  компании не всё гладко. От «Больверка» потребовали вернуть около 1,7 млрд руб., полученных незадолго до процедуры банкротства самарского «Актив Капитал Банка».

В декабре 2019 года появилась информация о том, что руководство «Больверка» заподозрили в хищении 1,6 млрд руб. Гендиректору компании Сергею Петрухину предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ за мошенничество в особо крупном размере. Петрухин вину признал. Компании «Больверк» перевели 3,6 млрд руб., при этом реально проведённые работы оценивались в 2 млрд.

Одновременно с этим на «Больверк» стали поступать иски от местных субподрядчиков, которым не оплатили средства за проведённые работы.

Договор между «Больверком» и «Росморпортом» расторгли. Работы приостановили на неопределённый срок.

   
   

Новый конкурс объявили в 2020 году. Но его своевременному проведению помешала жалоба компании «Стройтрансгаз», которой доверили сохранить портовые  конструкции на время заморозки проекта. Заявитель посчитал, что компания «Росморпорт» предъявляет избыточные требования. Жалоба осталась без удовлетворения, но процесс заключения нового контракта вновь завис.

Силы бросили на теплоэнергетику

Новый контракт на строительство порта подписали в декабре 2020 года с «Интер РАО-Инжиниринг». Стоимость работ заметно снизилась и составила порядка 6 млрд руб.

И вот финал: «невезучий» объект вновь остался без подрядчика. 29 января текущего года на сайте госзакупок опубликовали двустороннее соглашение о расторжении контракта на строительство глубоководного порта в Пионерском между федеральным учреждением «Росморпорт» и ООО «Интер РАО-Инжиниринг». На этот раз причиной расторжения контракта, как указано в документе, стала необходимость перенаправить ресурсы «Интер РАО-Инжиниринг» «на безо-
тлагательное выполнение программы Правительства РФ по модернизации объектов теплоэнергетики». В уведомлении говорится, что на момент подписания контракта подрядчик не мог знать о том, что будет принято такое решение.

Работы по строительству порта должны были начаться 1 февраля 2021 года. При этом компания уже успела получить аванс - 723 млн руб. на предстоящие работы. Теперь его необходимо вернуть в бюджет и провести новый конкурс.

Кстати
Идея строительства яхтенного причала принадлежала Георгию Боосу - большому любителю морской тематики. Предполагалось, что строить его будут за счёт инвесторов. Был даже презентован проект от французской компании, которую возглавлял Доминик Буйон. Боос и Буйон даже успели заложить капсулу с посланием потомкам. Помимо яхтенной марины, в Пионерском хотели видеть новые гостиницы, торговые центры и рестораны - инфраструктуру, которая привлекла бы на Балтику морских путешественников.