Мечта сбылась, но посадка была жёсткой

Их архива Альберта Батуева / «АиФ-Калининград»

В субботу 9 октября в поле недалеко от посёлка дунаевка зеленоградского района всего через несколько  минут после взлёта рухнул самодельный самолёт. За его штурвалом находился 84-летний пенсионер.

   
   

Между небом и морем

Всю жизнь Альберт Батуев разрывается между небом и морем.

«Всегда мечтал подняться в небо - с тех самых пор, когда, будучи мальчишкой, клеил модели самолётов, - говорит Альберт Дорнаевич. - Но учиться поступил в Технический институт рыбной промышленности, на судостроительный факультет. Тогда мы жили в Москве с мамой и братом (отца репрессировали в 1938-ом). Когда я учился на третьем курсе, перебрался в Калининград. Работал в лаборатории мореходных качеств, испытывал модели судов, вёл научную работу, изобретал».

Фото: «АиФ-Калининград»/ Их архива Альберта Батуева

Но мечта не отпускала. 25 лет с перерывами после работы инженер конструировал в гараже летательный аппарат. Благо, технология известна.  Свой первый самолёт он называет «неудачным».

«Крылья я сделал из алюминиевых дюралевых трубок, поперечные из фанеры. Между ними проложил пенопласт. Сверху - плёнка, которой обклеивают мебель. Корпус собрал из тех же трубок (лыжных палок и хулахупа). Пропеллер изготовил из липовых досок. Под шасси приспособил колёса от детской коляски. А мотор взял от бензопилы «Дружба», - обстоятельно рассказывает  Альберт Дорнаевич. - Мы с товарищем нашли поле с обрывом. Прицепили аппарат на верёвке к «Запорожцу», запустили пропеллер, но пролетел я всего 50 метров и воткнулся в землю. Пропеллером повредил ногу. Тогда мне было 40. Если у первого моего самолёта размах крыльев был 12 метров, то следующий я решил сделать поменьше - с девятиметровыми. Мотор взял от «Урал электрон» - пять лошадиных сил. Рассчитал всё, но он  никак не хотел влетать! Низко расположенное крыло касалось земли. Всего было 15 попыток на разных аэродромах. И все заканчивались очередным ремонтом».  

В этом году Батуев назначил испытание на большом поле. Там ошибки по управлению простительны. Знал, что идёт на опасное дело. Без напарника - никак. Взял для поддержки верного друга Владимира. Он помог собрать самолёт (конструкцию приходится возить в разобранном виде) и  ждал испытателя в машине.

   
   

Мёртвая петля

Альберт Дорнаевич сел за штурвал и неожиданно для себя быстро поднялся на уровень десятиэтажного дома.

«Меня удивило, как быстро я взлетел, - рассказывает бесстрашный испытатель. - Смотрю вниз: там предметы  освещает солнце, а мой аппарат как бы завис над ними в воздухе. Подумал: может, встречный ветер? Но ветра в этот день не было. Наверное, слишком круто шёл. Приборы не работали, действовал по наитию. Решил увеличить скорость: потянул ручку на себя. И, видимо, слишком сильно. Я настолько быстро пошёл вниз, что отделился от сиденья (был не привязан). Опять тяну ручку на себя, чтобы выровнять. И, судя по мельканию деревьев, понял: иду на мёртвую петлю. Очнулся уже на земле в разбитом самолёте. Нога болит зверски. Крышу кабины заклинило. С трудом открутил винтики, открыл стекло. Тут набежали сотрудники МЧС.  Как я ни сопротивлялся, уложили на носилки и увезли в больницу. Но отделался легко: переломом лодыжки. В больнице наложили гипс. Сейчас нахожусь дома - на изоляции.  Пять недель ещё сидеть. Больше всего беспокоюсь, что  нарушил воздушное пространство, за что грозит штраф. А я про это и не знал. Буду ли восстанавливать аппарат? Ещё не решил. «Стипендия» у меня небольшая, всё заново покупать слишком накладно».

Фото: «АиФ-Калининград»/ Их архива Альберта Батуева

К слову, спасателей вызвал не Владимир (он потерял друга из поля зрения), а какой-то авиамоделист. Сейчас обломки самолёта арестованы. Наш испытатель ждёт вердикта следователей.

«Посмотрела видео с полётом папы и ужаснулась: за горизонт улетел,  - рассказала дочь Светлана. - Это счастье, что он сломанной ногой отделался. В рубашке родился. Мама уже к таким кульбитам отца привыкла. Он у нас творческая натура. Люди ходят на работу деньги зарабатывать, а он изобретать. У него масса изобретений, последнее случилось всего два года назад. Такая страсть у человека. Он у нас ещё и рисует: пейзажи, акварели. Пока работал, писал картины, занимался своими кораблями. А вышел на пенсию, и они отошли в сторону. Стал строить самолёты. Сделал «Педикар» - автомобиль с мускульным приводом. Он у нас в подвале стоял, пока не обокрали. Вы думаете, для нас падение самолёта было сюрпризом? Все отлично знали, чем это закончится. Готовы отцу в чём угодно помогать, только не в этих затеях. Но он нашёл для поддержки друга-соратника. Заехали на штрафстоянку - самолёт вдребезги. Остановит ли это папу? Честно говоря, не знаю».

Фото: «АиФ-Калининград»/ Их архива Альберта Батуева