Калининградские чиновники решили пустить новый трамвай №3 не по эстакадному мосту на Ленинском проспекте, как планировалось, а в обход. Запуск маршрута состоится в начале августа. С чем связано такое решение и в каком состоянии находится мост, разбирался «АиФ-Калининград».
«Тройка» идет в обход
В этом году мосту исполняется 50 лет, и, как выяснилось, «предпенсионер» сильно сдал.
- Прошлогоднее обследование показало, что опоры ещё в приемлемом состоянии, а вот пролётные строения имеют дефекты, вызванные протечками с проезжей части, - рассказал гендиректор ООО «ИБИС» Леонид Дьяченко. - Гидроизоляция нарушена, с учётом регулярности протечек, железобетонные конструкции начинают разрушаться. Мост в предаварийном состоянии. По нашим расчётам, масса автомобиля, который заходит на него, не должна превышать 20 т. Помимо этого мы рекомендовали максимально ограничить скорость - до 40 км/ч. Мост нуждается в реконструкции.
Фундамент эстакады можно сохранить, а вот пролёты (балки), по которым происходит движение, надо менять. МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» обращалось к нам с вопросом, можно ли запустить здесь «Корсары». Есть две причины, по которым не следует этого делать.Первая - характеристики нового трамвая превышают проектные. Если по эстакаде идёт тяжёлый трамвай, плюс туда заехал грузовик, да ещё образовалась пробка - при такой ситуации может возникнуть недопустимое событие. Конечно, мост не рухнет, но частичные повреждения возможны.
Вторая причина - нет смысла модернизировать трамвайный путь, если мост будут реконструировать. Ещё 5-7 лет он прослужит в щадящем режиме, но больше ждать нельзя! Дефекты сильно прогрессируют, конструкция на пределе.
А как же по Ленинскому проспекту ходит экскурсионный трамвай? Как рассказал в программе «Говорит Калининград» директор «КалининградГорТранса» Владимир Фомин, он на 10 тонн легче «Корсара». При выпуске на линию 8 «Корсаров» (третий маршрут - это 10,5 км) каждые 4 минуты по мосту будет проезжать трамвай. Нагрузка на эстакаду взлетит в геометрической прогрессии.
Оправданы ли дубдеры?
Стремление мэрии не брать на себя риски понятно. Случись что, нести ответственность будет власть. А вот как быть с тем, что «тройка» и «пятёрка» частично дублируют друг друга? Нужно ли тратить бюджетные деньги на почти одинаковые маршруты?
- Большинство городских маршрутов на определённых участках дублируют друг друга, - пояснили в горадминистрации. - У № 5 конечная - у мясокомбината на Аллее Смелых. Оттуда он едет по кусочку ул. Дзержинского и сворачивает на Октябрьскую. Трамвай № 3 трогается с Южного вокзала, едет по Ленинскому пр-ту, сворачивает на густонаселённую Багратиона, где ходит всего два автобуса - 21-й и 40-й - и направляется до Октябрьской. Там маршруты частично накладываются. Трамваи едут 300 м по Московскому пр-ту, выезжают на ул. 9 Апреля, пл. Василевского, Черняховского и пл. Победы. Там «тройка» уходит по пр-ту Мира на конечную к Центральному парку. А «пятёрка» - по Советскому пр-ту на Бассейную. Схему разрабатывали с учётом большого потока гостей - тех, кто приезжает на поезде. Эти пассажиры садятся на трамвай № 3 и едут по Багратиона в Рыбную деревню, к миграционному центру, в многочисленные медучреждения, далее - на Центральный рынок. Маршрут не будет пустой. К слову, мост Высокий «Корсары» выдержит - он капитально отремонтирован.
- В дублировании маршрутов беды нет. Другое дело, насколько это оправданно с точки зрения пропускной сети, - говорит доцент БФУ им. И. Канта Максим Дёмин. - На пр-те Мира остановки - на проезжей части, а там - почти до ул. Комсомольской - плотный поток. Не затормозит ли его трамвай? По-хорошему, нужно смотреть суммарно: увеличится ли пассажиропоток с новым маршрутом? Для начала изучить транспортный спрос. Такое исследование год назад провёл Челябинск, потратив 2 млн руб. Заключили договор с телефонной компанией. Смотрели по трекам, как люди ездят, потом эти данные накладывали на улицы. Такой расчёт нужен и нам. Сейчас у города, насколько я понимаю, реальных обоснований нет. Чиновники немного лукавят, преувеличивая роль туристов. Они тоже, как правило, садятся не на трамвай, а на такси. И поездов стало значительно меньше, нежели было 15 лет назад. Если же брать тех, кто приезжает из области на заработки, то им необязательно ехать на электричке до Южного вокзала. К тому же большая часть добирается до облцентра на автобусах. В любом случае, какой-то части пассажиров с запуском ещё одного трамвайного маршрута будет удобнее. Но насколько это неудобно будет для другой?