Калининградский флот: тот, что ловит рыбу в море, и тот, что работает в заливах, нуждается в обновлении. Средний возраст судов – более 30 лет. Многие из них пережили по 2 – 3 капитальных ремонта и давно нуждаются в замене, ведь это безопасность людей. Сейчас рыбаки строят новые суда за свой счёт при областной поддержке, но без федеральной помощи им не вытянуть.
Ситуация назрела
По информации Агентства по рыболовству Калининградской области, в Балтийском море работает порядка 50 судов малотоннажного флота, которые в совокупности ежегодно добывают около 45 тысяч тонн рыбы.
«Нельзя не отметить проблему устаревания судов рыбопромыслового флота области, осуществляющего прибрежный промысел (а это 35 пользователей). Практически все отечественные промысловые суда имеют около 90 % физического и морального износа», - не скрывают в ведомстве.
«Ситуация назрела – нужно обновляться, - говорит председатель правления «Калининградского областного союза рыболовецких колхозов» Олег Твердохлеб. - В советское время срок службы судна, в среднем, был 15 лет, затем его отправляли на переплавку. Сейчас суда служат по 30 – 40 лет. Конечно, каждые 5 лет их приводят в нормативное состояние, иначе они не пройдут регистр. С момента постройки можно поменять все, вплоть до двигателя. Потратить на это 50 млн. Купить новое стоит 500 млн. Это вопрос экономики. Но, если есть подпорка от государства, экономика улучшается. Старый флот, как его не латай, менее мощный. На таких судах, чтобы нормально работать, один трал приходится тянуть вдвоём – т. н «близнецом». А это расходы в 2 раза выше. Стали ставить двигатели в два раза мощнее, чтобы работать по одному. Новые суда предполагается строить с большей мощностью и наливные. Это позволит убрать ручной труд, повысить качество добываемой рыбы — она не будет терять свой товарный вид во время транспортировки к берегу. И разгружать её будет удобнее — насосом, а не «ящиками». Выживать сейчас рыбакам непросто. Доставка готовой продукции на основную территорию России усложнилась. Раньше рыбу возили фурами, но они стоят на границе неделями. Теперь переключились на паромы. Жестяная банка, масло, томат для производства консервов – тоже привозные, всё это ложится на себестоимость. Морской флот добывает на Балтике кильку, салаку, камбалу, треску. По треске квоты уменьшили. Её запасы в море невелики. Треске нужна солёная вода. В пресной – без затока солёных вод из северных морей - икра падает на дно и умирает. Есть тенденция к уменьшению объёмов кильки и салаки. До санкций 80% той же кильки для рыбных консервов закупали за рубежом. Сейчас предприятия вынуждены добывать вдвое больше, чтобы закрыть эти бреши. Ушли на Каспий, начали искать океаническое сырье».
Самая насущная проблема, которую испытывают все без исключения рыболовецкие предприятия области, – кадры. Не хватает не только рыбаков, но и штурманов, тралмастеров, механиков. Притока свежей силы нет. Молодёжь не очень охотно идёт на рыбацкий флот: здесь нужно вставать рано, сутками работать в холод, снег и дождь.
Рыбакам хотелось бы и стабильного законодательства, но народные избранники не дают им расслабиться.
«Десять лет назад мы отправили малые рыболовные боты под надзор Российского Морского и Речного Регистра. Нас заставили встать на учёт в администрации Морского порта Калининград, чтобы получить судовой билет, без которого нельзя выйти на промысел. На 45 судов, работающих заливе, потратили 10 млн руб. Прошло 10 лет, теперь всё хотят вернуть назад, - рассказывает Олег Анатольевич. – Госдума рассмотрела в первом чтении проект закона «О безопасности людей на водных объектах». Весь маломерный флот с 1 сентября хотят обязать перейти обратно в Государственную Инспекцию по Маломерным Судам. А это новые затраты на переобучение людей, замену документов. Хотя, по сути, от нововведения ничего не меняется – разве что деньги получал Минтранс, теперь будет МЧС. Законодательство должно идти по пути снижения нагрузки, улучшения условий труда, а происходит узаконенный отъём средств. Продолжаются трения с таможней, которая требует с рыбаков, растаможивших суда «на область», десятки миллионов за выход судов за границу России, а по факту - пересечение 12-мильной зоны. Хотя пограничники это разрешают. Шершавость законодательства может привести к очередным большим потерям».
Нуждаются в пересмотре и правила предоставления федеральных субсидий.
В Балтийском море отсутствуют виды водных биологических ресурсов, в отношении которых государство выделяет на их добычу так называемые «квоты под киль». Подобные инвестпроекты предназначены для Северного и Дальневосточного бассейнов. Но калининградский флот также нуждается в обновлении. Рыбаки вкладывают свои средства в проекты, судоверфи готовы строить, дело за господдержкой. Эту тему на встрече президента с представителями АПК поднял председатель Совета директоров группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич. Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос профильным министерствам.
«Действующие Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота содержат ряд требований. Так, например, к 1 июля 2025 г. фактически не более 30 % стоимости общего количества деталей, узлов и комплектующих при строительстве судна должны быть иностранными. В настоящее время судостроительные верфи сталкиваются со сложностями в части замещения иностранной продукции для судостроения на отечественное оборудование. В связи с этим возможность в большей степени отказаться от импортных комплектующих при строительстве судов рыбопромыслового флота трудновыполнима, - говорят в Агентстве по рыболовству области. - Профильным федеральным ведомствам необходимо внесение изменений в действующие меры господдержки или разработать новую программу господдержки для малотоннажных судов рыбопромыслового флота».
А как дела «колхозные»?
Сейчас в заливах области работает 5 рыболовецких колхозов, у которых в совокупности 40 судов. Они также нуждаются в обновлении.
«Раньше мы сами могли купить суда. В 2009 – 2010 годах строили их в Советске на верфях. Теперь и верфей тех нет, и строить не на что, - говорит председатель рыболовецкого колхоза «Труженик моря» Николай Дарий. – Из 9 моих стареньких промысловых ботов, работающих в заливе, 3 нужно менять. Отремонтировать можно, но дорого. Раньше я тратил на то же промвооружение 700 – 800 тыс., сейчас оно стоит 1 млн 200 тыс. Топливо подорожало на 30%. Как дальше работать? А ведь мы вносим свой вклад в продовольственную безопасность области».
«Сейчас мы используем суда советской постройки, которым по 30-40 лет. Они транспортируют лодки, с которых ведётся промысел в заливе, - говорит зампредседателя СПК «Рыболовецкий колхоз «Доброволец» Анатолий Ткаченко. – Самим колхозам такие затраты не потянуть – стоимость строительства достигает уже 15 млн руб. Большие суда, которые работают в Балтике, - 500 млн. При такой квоте и ценах, которые есть, их строительство не окупится и за 300 лет. Отремонтировать в принципе можно, но тяжело. Запчасти за год подорожали в 2 – 3 раза; топливо – в 2 раза. Заказал 7000 л горюче-смазочных материалов на полмиллиона. На пару месяцев хватит. В море вообще в час тонну горючего тратят. У нас 5-6 лет назад работала региональная программа. Выделяли финансы на топливо – пусть небольшие, но это позволяло экономить. Сейчас такой программы нет. Стоимость продукции не поднимается. Сдаем рыбу практически по себестоимости. Цену диктует рынок. Ту же корюшку, когда она идёт валом, по 150-200 руб. за килограмм. А реализуют её за 900. В других странах максимальная торговая наценка 15%. У нас в торговле – и 200, и 300%. Поэтому рыба такая дорогая».
СПК «Рыболовецкий колхоз «Рыбак Балтики» третий год строит малый рыболовный бот по единственному в России уникальному проекту, который специально заказывали под наши реалии.
«Четыре колхоза сбросились на технический проект, который обошёлся 2 млн 750 тыс. руб. Таких судов в стране нет. Осадка будет меньше, проходимость лучше для мелководного залива. Стоит дизельгенератор, который позволяет освещать и отапливать буксировщик электричеством. Он легче в управлении, улучшенной комфортности, - рассказывает председатель колхоза Петр Рамейко. – Калининградское предприятие ООО «Аква – Экстрим» начало его строить в 2022 году. Изначальная цена была 7, 5 млн. Но с начала работ стоимость материалов выросла в 3 – 4 – 10 раз. К примеру, двигатель стоил 700 тыс., сейчас 1 млн 800. Электрооборудование подорожало с 500 тыс. до 2 млн руб. В принципе всё оснащение можно было бы найти в области – обошлось бы в разы дешевле, но судно строится под надзором Речного регистра, а значит, все материалы необходимо приобретать с сертификатом, что значительно удорожает их стоимость. Успели сделать корпус, сейчас идёт его насыщение. Идёт очень сложно, так как логистика катастрофическая. Везём детали из Крыма, Сочи, Казани. К примеру, сейчас доставили в Питер 2 двери из Крыма. В Усть-Луге поставили в очередь на паром – ждать 2 месяца. Если бы мне сегодня сказали, что так будет, то я бы это дело не затевал. Уже потратили 10 млн и не факт, что уложимся в 15 млн».
Когда судно будет готово, по программе развития прибрежного рыболовства колхозу могут возместить 30% затрат на строительство. Конечно, если к тому моменту она ещё будет существовать и там будут деньги.
Что делается за счёт областной поддержки?
- С 2014 года модернизировали и переоборудовали под наливные 21 рыбопромысловое судно. Не так давно началась глубокая модернизация малого рыболовного траулера рефрижераторного типа «Залесье» (переименован в МРТР «Николай Нечай»). Сдача судна заказчику планируется в декабре 2024 г. Предполагаемый объём инвестиций составит 402 млн руб.
- В 2022 году впервые за постсоветский период в регионе реализовали полный технологический цикл строительства рыболовного судна для промысла в Балтийском море (маломерный рыболовный сейнер-траулер «Всеслав»). Судно построили по проекту калининградской инжиниринговой компании для одной из крупнейших рыбодобывающих организаций области на нашей судоверфи. Наливные танки с системой охлаждения улова в морской воде (их объём 200 м3, что более чем в 4 раза превышает вместимость переоборудованных рыболовных траулеров) позволяют сохранить качество добытой рыбы при переходе с промысла к месту переработки. Проектом заложены высокие мореходные качества, позволяющие увеличить промысловое время, большое грузовое пространство для сохранения улова, высокий класс автоматизации судна, значительно снижающий долю ручного труда. Объем инвестиций составил 445 млн руб.
- Сейчас строится ещё одно судно такого проекта – его спуск на воду запланирован в конце 2024 года, ввод в эксплуатацию планируется к концу 2025 – началу 2026 года. Предполагаемый объем инвестиций составит 550 млн руб.