Готика, воздух и янтарь. Что европейцев и россиян удивляет в Калининграде

Планируется, что к 2020 году регион будет ежегодно посещать порядка 2,5 млн туристов. © / Станислав Ломакин / АиФ

На февральские праздники Калининград снова попал в десятку самых посещаемых городов России. Местных жителей такая популярность порой удивляет.  Мол, что тут смотреть: хрущёвки да руины? Известный калининградский гид - переводчик Татьяна Удовенко, считает, это от того, что не все хорошо знают свою область.

   
   

Недовольство - для митинга

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: Что это за люди – участники проекта «Народный экскурсовод»?    

Татьяна Удовенко: В клубе  уже около ста жителей Калининграда и области, но тех, кто активно проводит прогулки - четырнадцать. Люди собрались удивительные. Например, бывший военный из Балтийска сделал потрясающую экскурсию о советском периоде жизни  города,  показал то, что не видно взгляду рядового обывателя и пока ещё не зафиксировано в исторических трудах и документах.

Татьяна Удовенко проводит экскурсии по самым значимым местам региона. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Некоторые из членов клуба переехали из других регионов. Интересно, что многие сначала впадали в эйфорию по поводу довоенного прошлого края, а потом шаг за шагом двигались к первым годам советской истории, кстати, недостаточно хорошо изученной. И сделали для себя массу открытий. На волне этих впечатлений разработали маршрут «Советский Новый год». Вот на таком энтузиазме проект и двигается. Вся соль в том, что каждый рассказывает о том, что лично ему интересно, и получается это душевно.

- Прогулки не бесплатные. Участники проекта зарабатывают деньги?

- Пешеходные прогулки в принципе должны быть демократичными по стоимости. Цена за билет вполне доступная. Часть суммы, конечно, идёт автору прогулки, ведь он готовил материал, работал. Изначально проект был задуман, как социальный бизнес, где люди могут заработать небольшую прибавку к пенсии. Но в клуб потянулась и молодёжь, которая там с радостью получает опыт. Многие, начиная в «Народном экскурсоводе», потом заканчивают курсы дополнительного образования и становятся профессиональными экскурсоводами. Но для всех проведение пешеходных экскурсий - в первую очередь, самореализация и удовольствие.

У «народных экскурсоводов» - большое количество акций, вообще не связанных с зарабатыванием денег. Ровно год назад мы провели первую благотворительную экскурсию, чтобы собрать средства на лечение для единственного в России гида на инвалидной коляске Светланы Нигматуллиной. Это был единый порыв – участвовали и члены клуба, и профессиональные экскурсоводы. Собрали для Светы 50 тысяч рублей. А два месяца назад была благотворительная эстафета в помощь приюту для котов-инвалидов. Он оказался в сложной ситуации: новая кошка принесла заразу, заболели все непривитые животные. Мы собрали 8 тысяч рублей и приют смог погасить долг за лекарства.

   
   

«Народные экскурсоводы» устраивают экскурсии для школьников и студентов. Например, недавно разработали для них маршрут «Научный Кёнигсберг».  

- Он, видимо, проходит и мимо разрушающегося профессорского кладбища (неформальное название ранее существовавшего в городе Кёнигсберге старого Нойроссгартенского кладбища). Как вы такие ситуации туристам объясняете?

- Многие туристы вообще не представляют, что находилось на этой территории. Но если вопросы возникают, стараемся проблему не обострять.

Гид должен так представить город, чтобы не вызывать негативных эмоций. Личное мнение, критика не должны транслироваться, иначе это уже не экскурсия, а некая политагитация. Недовольство надо высказывать на митингах и общественных собраниях.

Очень шумные

- Знакомые недавно вернулись из Крыма возмущённые: нарвались на «проукраинского» гида. Наши экскурсоводы тоже порой грешат тем, что перехваливают немецкую и излишне строги к советской истории. Как уйти от перегибов?

- Изучать историю глубже. Есть объяснение тому, почему всё сложилось именно так. Мы должны просто представить себе, с какими трудностями сталкивались здесь люди в 40-х - 50-х, чтобы построить то, что сейчас их потомки критикуют. Когда объясняешь это туристам, они совершенно иначе начинают смотреть на наши хрущёвки.

- А что здесь приводит в восторг российских туристов?

- Гостей из других регионов удивляет тот архитектурный микс, который они здесь видят: от кирпичной готики 13-го до баухауса 20 веков. А туристов из Череповца поразил наш воздух. Вышли из поезда и изумились: какой воздух! И это на Ленинском проспекте!

Нашим гостям очень нравятся интерактивные программы, например, делать сувениры из янтаря своими руками или участвовать в «большой рыбалке» в Музее мирового океана. 

- Чем отличаются российские и иностранные гости?

- Европейские туристы чаще - в возрасте. Они долго работают и только на пенсии позволяют себе расслабиться. У некоторых есть девиз: «Проживём так, чтобы потомкам на свою пенсию пришлось зарабатывать самим».  А россияне – помоложе, путешествуют с детьми.

Европейцы более раскованные, наверное, поэтому очень шумные. Когда с завтрака или ужина уходит их группа, в ресторане наступает тишина. А у нас люди, наверное, более стеснительные, не станут обсуждать во всеуслышание свои дела и проблемы. 

- Количество туристов в регионе хотят довести до 2,5 миллмионов в год. Для этого власти реализуют мега-проекты типа «Янтарь-холла», строят терминал для круизных лайнеров в Пионерском. И в то же время не в состоянии контролировать частных застройщиков, которые возводят в самых посещаемых местах города невесть что. Как вы к этому относитесь? 

- Точечная застройка - не изобретение наших властей. Кёнигсбержцы, например, тоже этим грешили.  В том же престижном районе Амалиенау неоднократно встраивались дома в нарушение всех планировочных норм.

Калининград - город с советской архитекторой и немечким наследием. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Что касается «Янтарь-холла», это оптимальная площадка для концертов  и других больших шоу. Сейчас этот зал - большой, с хорошим звуком, даже на концертах калининградских артистов почти заполнен.

Круизные лайнеры у нас и сейчас заходят в порт Балтийска, а вот яхтенная марина действительно нужна. Европейские яхтсмены с удовольствием бы заходили к нам чаще, если бы была соответствующая инфраструктура.