5 октября мы отмечаем Всемирный День учителя. О том, что сегодня волнует педагогов, беседуем с руководителем областной организации Общероссийского Профсоюза образования Ольгой Титовой.
«Главная проблема - низкие зарплаты, - говорит Ольга Титова. – Уже больше десяти лет профсоюз ведёт работу по введению в стране единой отраслевой системы оплаты, гарантирован единый оклад. В законодательстве говорится, что правительство РФ «может его устанавливать», профсоюз настаивал, чтобы слово «может» заменили на слово «должен». В итоге в официальные документы внесено более нейтральное - «вправе». Сейчас в России проводят эксперимент. Определили пять регионов, где установят единый размер должностного оклада, компенсационные доплаты и единые критерии для стимулирующих выплат. Жаль, итоги подведут лишь в 2023 году. Значит, ранее 2024 года перемен на финансовом фронте ждать не приходится».
Калининградская область в число участников эксперимента не попала. У нас подушевое финансирование. Школы получают деньги по количеству учащихся, что напрямую отражается на зарплатах педагогов. В городе классы переполнены, а в сельских школах там может быть всего 10 - 15 учащихся. Но это не означает, что учитель трудится меньше. Он также готовится к урокам, ведёт внеурочную деятельность, заполняет отчёты, но в итоге получает 14 – 15 тыс. в месяц, на которые с трудом выживает. Повышающие коэффициенты к нормативу для сельских школ не очень-то спасают ситуацию.
Судя по статистике Росстата, Калининградская область выполняет «дорожную карту» по уровню зарплат. Средняя заработная плата сейчас в общем образовании 33 900 рублей. Но это зарплата, которая достигается за счёт огромной перегрузки учителя. Чтобы её получить, нужно отработать 28- 30 часов при норме 18. И такие переработки сегодня - обычное дело. Это не только уроки, но и классное руководство, проекты, инновации, а после занятий – проверка тетрадей и заполнение многочисленных отчётов. Бывают такие случаи, когда учитель начальных классов ведёт уроки в двух классах - и в 1, и во 2 смену. Да, вторую смену мы так и не изжили. Региону не хватает 16 школ и 12 детсадов. Треть учебных заведений (23 тысячи учащихся) области занимаются во второй половине дня. И это тоже - дополнительная нагрузка на учителя. В области открывают новые современные шикарные школы. Туда переманивают кадры. Но нужно создавать комфортные условия для всех, чтобы решить кадровую проблему.
«В регионе реализуется программа «Цифровая среда», в школы поступает современное оборудование. Но кто будет на нём работать? При сегодняшней интенсивности труда выгорание практически неизбежно, - продолжает Ольга Николаевна. – Тем не менее, я не согласна с расхожим выражением, что «в школе работают полностью выгоревшие люди, стремящиеся выжить на низкие зарплаты». Нет – в школе как раз в подавляющем большинстве остались подвижники, творческие люди, которые и вывели калининградское образование в лидеры. И показатели ЕГЭ, и олимпиад это доказывают. Тем обиднее, что самоотверженный труд педагога так низко ценится. Учителя должны получать в разы больше, причём, за ставку. Если российскому образованию поставлена задача – войти в десятку лучших в мире, то и финансировать его на федеральном уровне нужно соответственно».
Средний возраст наших учителей – 43 года. Без притока молодёжи не выжить. В этом году впервые для молодых специалистов правительством области введена единовременная выплата – 100 тыс. руб. Это поможет вчерашним выпускникам вузов закрепиться в профессии. Для «целевиков» предусмотрены стипендии – 15 тыс. руб. Впервые введены жилищные сертификаты – 1, 5 млн. руб., на которые могут рассчитывать учителя русского языка и литературы, математики, физики, химии, информатики и ИКТ, в возрасте до 40 лет, имеющие стаж работы в должности «учитель» не менее 5 лет. При получении сертификата учитель берёт на себя обязательство отработать 5 лет в той же школе.
«Пандемия стала серьёзным испытанием для школы, - говорит руководитель профсоюза. - Болеют учителя, коллеги их подменяют. Сейчас, когда эпидситуация ухудшилась, есть вероятность перехода на «дистант». В прошлом году опять же за счёт катастрофического перегруза мы его выдержали, отработали методики, научились работать в «онлайн». Если надо, повторим. Хотя очень не хочется».