25 сентября в Торгово промышленной палате Калининграда представители крупнейших компаний обсуждали тему таможенного администрирования в особой экономической зоне области. Речь идёт о её выживании.
Дешевле не становится
Президент Калининградской ТПП Феликс Лапин рассказал о том, в каких условиях сегодня живёт регион. «Жалобы на жизнь» слушали члены совета по таможенному регулированию Георгий Петров, который большую часть своей жизни посвятил внешнеэкономической деятельности страны, и специалист по таможенной политике Галина Баландина. Они транслируют калининградские инициативы на уровень принятия соответствующих решений.
«Рынок области - миллион человек. Здесь традиционно размещаются крупнейшие предприятия для обеспечения жизнедеятельности региона. В последнее время мы чуть-чуть отошли от машиностроения, не производим в прежних объёмах электробытовую технику. Ушли в «пищёвку»… Есть собственное производство мяса птицы, которую мы поставляем на остальную территорию страны. У нас мощное производство молока и молочной продукции, так полюбившейся и москвичами, и питерцами. Но, увы, сейчас мы не можем перевозить их в Россию, потому что очереди на единственном международном пункте пропуска сегодня от даты постановки в электронную очередь до момента фактического выезда - 10 суток. При пропускной способности 75 автомобилей сегодня в очереди стоит 200. Поэтому «скоропорт», который шёл через границу параллельно, не может проезжать».
С введением санкций изменились рынки поставки продукции в регион. В настоящее время большую часть комплектующих и сырья сюда везут из России. Вопрос: во сколько это обходится.
«Мы плакали на комитете, когда говорили: мол, под Новый год у нас тарифы на перевозку выросли до 130 тыс. руб. фура. И это с ума было сойти! Сегодня – 350 тыс., и никто не плачет. Все только ждут, какой дурак сюда поедет, чтобы потом отсюда стоять в очередях, - не скрывает эмоций Феликс Лапин. – Что касается морской части перевозок... В Минтрансе говорят, а чего вы переживаете: было полторы тысячи километров и осталось также. Но сейчас стоимость перевозки морем дошла до 400 тысяч за сухой и 500 тыс. руб. за рефконтейнер. И это не просто «собраться и поехать», а нужно записаться, отстоять очередь на паром! У нас были случаи, когда люди по 2 месяца не могли сюда завезти свои грузы морским путём. Сегодня, спасибо министерству развития инфраструктуры, настойчивой позиции Александра Рольбинова на штабе Минтранса России, группировка морских транспортных средств практически обеспечивает наши потребности. Но перевозка дешевле не становится… Начальная сумма субсидирования тарифов на перевозки на 2023 год была заявлена 5 млрд 100 тыс. В этом году нам дали 1 млрд 400, он закончился в апреле. Дополнительно выделили 1 млрд 800 тыс., но это покроет только то, что наработали и в долг возили. И в этой ситуации мы вдруг получаем ряд новаций, которые напрягают всех».
По какому пальцу не ударь…
Необходимость идентифицировать ввозимый в Калининградскую область груз возникает при использовании морского или воздушного транспорта (это необходимо, чтобы подтвердить происхождение груза и не платить впоследствии таможенные пошлины, как за иностранный товар). Процедуру регулирует Приказ 61-н Минфина России. Раньше ею пользовались мало, поэтому процесс разработки нового порядка идентификации (Калининградская ТПП предлагала подтверждать статус товара на основании документов, а не досмотра груза) шёл ни шатко ни валко. Ровно до момента введения санкций, когда товары в Калининград пошли морем.
«Мы все граждане, все заинтересованы, чтобы в эту страну не привезли того, что сюда не должно быть привезено, - подчеркнул Феликс Лапин. - Мы неоднократно выходили в Правительство РФ с предложениями ограничиться документальной идентификацией. В развитие этих обращений в этом году принято Распоряжение Правительства РФ № 288-р, позволяющее производить идентификацию документально. Но сегодня мы снова не знаем, как быть. Приказ Минфина №61-н никто не отменил и изменений туда не вносил. В заложниках оказались как бизнес, так и сотрудники нашей таможни. По какому пальцу не ударь, всё равно больно. Мало того, с 1 июля текущего года заработал приказ Минфина РФ № 55-н, требующий убедиться, что с территории области уходит именно тот товар (со статусом товара Союза), который заявлен в документах. Если мы хотим обезопасить себя с точки зрения госконтроля и быть уверены, что в этом контейнере, коробке, ящике, летит, плывет то, что заявлено, то должны проводить сплошную проверку. Иначе «вредитель» может что-то подложить. При этом мы точно понимаем, что законодательство, которое определяет полномочия таможенных органов, никогда и ни на какой стадии не лишало их права провести проверку, даже после выпуска, даже за пределами таможенной территории. Сложилась двойственная ситуация. Наднациональное право не может отменить национальные правовые акты, поэтому действует выборочность контроля. Но в Приказе 55-н так не написано. Там говорится о раскрытии упаковки и осмотре. Доходит до абсурда, буровое оборудование везут в машине, так как таможенники не могут заглянуть в полувагон. Выгрузка товара из транспортного средства требует погрузочно-разгрузочных мощностей, которых нет на таможенном терминале и специалистов, которые могли бы восстановить упаковку. А если это дорогие пищевые продукты, вроде креветок? Вскрытие означает, что они не смогут попасть в торговлю. Была благая цель, но неудачное описание в правовом документе, приводит к тупику».
Калининградские предприниматели и так несут огромные временные и финансовые затраты из-за усложнившейся логистики, любое излишнее требование автоматически ведёт к их увеличению, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара для жителей.
«Открывать производство на территории Калининграда с рентабельностью ниже 15% сегодня – самоубийство. Если предприятие планирует работать на рынок РФ – это очевидно. Мы завозим сырье и комплектующие дороже, перерабатываем и вывозим опять дороже, - говорит руководитель Ассоциации калининградских мебельщиков Евгений Перунов. - К примеру, мы шесть месяцев вели тяжёлые переговоры с одним из крупнейших европейских производителей. Он имеет заводы в России, является одним из ведущих поставщиком «Бауцентра» - поставляет керамику, унитазы, ванны, смесители… Его интерес в том, чтобы мы производили для него эксклюзивную мебель. Но он не понимает, почему должен компенсировать наши логистические проблемы. Говорит: зачем покупать у вас мебель на 2, 5% дороже, чем у российских производителей, тем более что срок доставки от заказа готового продукта будет 90 дней, тогда как обычно срок поставки с других фабрик на остальной территории РФ составляет две недели. Мы уже дороже российских конкурентов на 30%. Сегодняшние объёмы продаж не покрывают затрат. Нужно добавлять эти объёмы, чтобы снизить потери и избежать простоев. Поэтому идём на максимальное снижение маржи. Любые дополнительные затраты в этом случае, такие как осмотр и досмотр, добавляют издержки. Неправильно сказать, что сам таможенный орган является виновником удорожания. Нормативная база, которая сегодня существует, этому способствует. Если раньше таможня контролировала только импорт, то теперь сотрудник должен осматривать все товары без исключения. А что такое стопроцентный осмотр? Если мы вывозим товар навалом, то из контейнера нужно выгрузить все 500 изделий. Где и как выгрузить? К примеру, в Балтийске для этого нет ни помещений, ни техники. Соответственно туда нужно привезти грузчиков, на трале – технику, и это в пределах 60 тыс. руб. - колоссальные затраты! Поэтому проблема именно в нормативных актах. Почему-то к нашему региону отношение федеральных властей особенное. У меня есть опыт общения с Ульяновском, Доброградом, белорусским Гродно, с другими регионами, где ОЭЗ – там нет такого! Но не потому, что таможня другая. Там иные требования по нормативным документам вышестоящих органов. Нашу область почему-то рассматривают всегда, как чёрную дыру. Рождается один документ, за ним – второй. Потом мы пытаемся их подправить. В конечном итоге делаем шаг вперёд и два назад. Мы делали анализ: за полгода, из-за измененной логистики потеря рентабельности в мебельной отрасли составила 7, 2%. Так как под санкции попали все комплектующие и сырьё для отрасли, как и сама готовая продукция, перемещение её транзитом через Литву невозможны. Налажена организация паромных перевозок до Санкт-Петербурга, но это не решает проблематику доставки товаров контейнерами в остальные регионы РФ и сырья и комплектующих из регионов в Калининград. К примеру, довезти контейнер в Краснодар будет стоить 450 тыс. Никто продукцию с учётом таких цен на логистику покупать не будет! По нашему анализу, за полгода для отрасли затраты, связанные с таможенным администрированием, составляют более 1% от рентабельности. Вот и получается, что промышленные предприятия области ничего уже не зарабатывают. У предприятий в РФ таких проблем нет. А так как мы с вами в рынке, никто не будет покупать у калининградцев дороже на тот процент, на который происходит удорожание. Поэтому мы вынуждены не поднимать цены, так как товар попросту не будет продаваться. Кроме того, сегодня и так продолжается падение покупательского спроса. Мы держимся за счёт того, что снижаем свою рентабельность. Но это вопрос времени - насколько хватит ресурсов у предприятий. Недополученная прибыль не позволяет их поддерживать и тем более модернизировать. Последние изменения в налоговом законодательстве неизбежно приведут к увеличению стоимости продукции, в том числе, внутри региона. С 1 января ситуация усугубится: с оборота свыше 60 млн руб. предприятия на УСН обязали платить НДС. А что такое 60 млн для компании, которая поставляет товары народного потребления? Она выберет эту сумму за квартал или полгода! Моё мнение: нужно серьезно оценить, экономическую эффективность региона с учётом статуса ОЭЗ. Возможно, нужно переосмыслить. Прошло много времени с момента создания ОЭЗ, всё изменилось, и закон устарел. Может, нам нужен новый закон об ОЭЗ, который будет учитывать новые реалии? Ведь созданный изначально льготный режим был связан с отдалённостью нашей территории от РФ и компенсацией населению экономических потерь. Соответственно, и товары сюда шли без уплаты пошлины и НДС. Также вывозили продукцию переработчики, имея льготы в случае переработки. Это приводило к развитию промышленных предприятий. С 1 апреля 2016 г. все преференции по переходному периоду утрачены. И теперь, когда грядёт изменение налогового кодекса, даже импорт, который будет входить для внутреннего потребления, подорожает. Наверное, нужно посмотреть на СЭЗ с другой стороны, чтобы наши переработчики, работающие на большую Россию, получили такие же условия, как и производственные предприятия на остальной территории РФ. Мебельная отрасль несёт потери. В конце прошлого года закрылся «Интердизайн»; «Лазурит» фактически ушёл из Калининграда, перенеся производственные мощности на материковую Россию. К концу году неизбежны ещё потери. В регионе былого объёма мебели уже не производится. В швейной отрасли ситуация ещё хуже. Если не ошибаюсь, там закрылось порядка 200 компаний. Не так давно под санкции попала кожа. Значит, и мягкая кожаная мебель объективно начнёт дорожать. К нашим коллегам в Беларуси Евросоюз применил аналогичные санкции – много товара, комплектующих для отрасли ехало параллельным импортом через соседей. Это тоже скажется на ограниченности ассортимента в регионе и увеличении цен. Те предприятия, которые ещё работают, понимают: поднятие цен чревато тем, что и так минимальный спрос может сократиться до нуля, тогда нужно будет останавливать производства и закрываться. Но как говорится, надежда умирает последней, поэтому работают в убытке, но в ожидании чего-то лучшего. Сказать, что у населения нет ресурсов, неверно. С 2021 года зарплаты в промышленных предприятиях выросли более чем на 60%. Но произошло перераспределение рынка потребления. Попробуйте во вторник-среду посетить вечером ресторан - свободных столиков нет. Потребитель перестал тратить деньги на квартиры, машины, ремонты, мебель. Желания купить новый диван нет, можно и со старым перебиться. Население живёт сегодняшним днём. А мы пытаемся сохранить промышленный потенциал области, трудовые коллективы в надежде, что тяжелая и непростая полоса рано или поздно закончится…».
Условий для осмотра нет
Представитель компании «Продукты Питания Комбинат» рассказал, что условий для досмотра замороженной продукции нет практически нигде. При выгрузке на улице, как только коробка с товаром попадает под солнечные лучи, внутри образуется конденсат. При сдаче этого товара в сети автоматически идёт отказ, так как нарушен регламент технической безопасности пищевой продукции.
Председатель совета директоров «ГК Балтийская Металлургическая Компания» Олег Чернов предложил подойти к вопросу кардинально: отказаться от 78 таможенного режима и снять проблему в принципе. Объявить амнистию для Калининградской области, и с 1 января 2025 года считать весь товар российским. Президент Калининградской ТПП предложил Олегу Николаевичу выступить с этой инициативой на профильном комитете палаты – по налогам и развитию ОЭЗ.
И.о. начальника Калининградской областной таможни Денис Мосолов, отметил: из-за того, что на территории Калининградской ОЭЗ в свободном обращении находятся иностранные товары и по статистике их большая часть, таможня вынуждена контролировать перемещение грузов на остальную территорию России. По его словам, идентификация – всего лишь один из 32 способов подтвердить статус товара.
«За этот год у нас было 7200 обращений по идентификации при ввозе, - сообщил Денис Валентинович. - Из них 60% прошли по эксперименту (в опломбированных контейнерах или других средствах перемещения), 40% (2850) в соответствии с приказом 61-н. Было всего 8 отказов в связи с невозможностью идентификации и 2 – невозможности определения товара (0,3%). Согласен, хотелось бы, чтобы формулировки были немного другие, предложения направлены. Но все работает и если есть проблемы я всегда на связи и проблемы решаем. Остановок не было».
Ещё об одной «бомбе замедленного действия», заложенной в приказе 55-н, напомнил начальник отдела по таможенной деятельности Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Олег Брыкин.
«Если вы провели идентификацию во внутреннем таможенном органе и доставили товар в порт более чем через 24 часа, там должна быть проведена повторная идентификация, - предостерег Олег Иванович.- Железная дорога не сможет соблюсти этот срок при доставке со внутренних станций. Если норма будет действовать, все товары, вывозимые по железной дороге, будут подлежать полной выгрузке в порту».
«Мы надеемся, что наши предложения по увеличению срока поддержат Минфин России и ФТС», - обнадёжил директор департамента поддержки экспортно ориентированного предпринимательства и кластерного развития «Центра поддержки предпринимательства Калининградской области» Павел Козлов.
«Надо отдать должное нашим таможенникам, они умеют работать с предпринимателями. Ни одного случая не было, чтобы дали формальный ответ или отмахнулись. По атомной станции было много вопросов. Отрабатывается технология в рабочем порядке с Калининградской областной таможней, специалисты их уровня всегда смогут подсказать, как поступить в том или ином случае, - резюмировал Феликс Лапин. - Приказ 55-н для нас – это чёрный ящик, который не дай бог откроется и всех нас накроет. Необходимо обезопасить бизнес, предприятия, работающие на рынок большой России».
Что ТПП предлагает для исправления ситуации?
- При ввозе товаров ЕАЭС воздушным и водным транспортом в область ограничиться документальной проверкой сведений о них.
- Разработать и внедрить в таможенных органах систему электронного учёта товаров.
- Внести изменения в Порядок совершения таможенных операций, утвержденный Приказом Минфина России от 3 мая 2024 г. N 55-н: исключить требования о предъявлении уполномоченному таможенному органу товаров ЕАЭС с открытой упаковкой, а также заменить таможенный осмотр на проверку таможенных, иных документов и (или) сведений с применением принципа выборочности.
Предложения направили в ФТС и Минфин России.