С начала года в Калининграде начались активные вырубки и варварская обрезка деревьев, которую способны пережить далеко не все породы. Специалисты-дендрологи бьют тревогу: это вредительство нужно остановить. В проблеме разбирался журналист «АиФ-Калининград».
Аварийный наклон
На проспекте Мира назначили к вырубке 12 деревьев. В мэрии говорят, обследование показало, что три из них - сухостой. У остальных крона усохла на 80-90 %, сгнили корни и стволы, наблюдался аварийный наклон в сторону дороги. Экологи не согласны: судя по спилам, деревья простояли бы ещё много лет. Липы, объявленные сухостоем, ранее подвергли обрезке, после которой они не смогли прийти в себя, а вместо тополя, который значился в документах на снос, рабочие спилили огромный вяз. Минэкологии области проводит проверку. В мэрии также разбираются с этой ситуацией.
Начавшиеся на прошлой неделе вырубки «аварийных» деревьев в Южном парке остановили общественники. Ждут решения контролирующих органов. А в районе автовокзала город спилит 226 деревьев, чтобы построить двухполосную дорогу от дома № 5б по ул. Железнодорожной до пер. Парковый. Кроме того, застройщикам жилья выдали порубочные билеты на снос 10 деревьев на ул. Чернышевского, 36, и 85 деревьев на ул. Красносельской. Первый этап муниципального плана по обрезке деревьев на этот год включает 84 адреса и больше ста деревьев. Если их «омолодят» так же, как недавно обстригли деревья на территории храма Христа Спасителя, где остались одни столбы, то мы рискуем потерять и эти зелёные насаждения. Бывает и хуже: недавно на ул. Чекистов управляющая компания, которой дали разрешение на омолаживающую обрезку дерева, оставила от него один пенёк...
Любой компетентный дендролог или эколог скажет: большому дереву нужны листья, чтобы создавать питательные вещества. Коммунальщики, делая безграмотную обрезку, снимают ветви, на которых должны были появиться листья. Поэтому весной вырастают три прутика. Дерево начинает голодать и погибать. Более того, при редукции кроны симметрично начинают отмирать и корни. Дерево теряет устойчивость. Место среза - открытые ворота для бактерий и грибов. Большие деревья вообще нельзя вот так «остолбовывать». Крону формируют с молодости. Различные породы по-разному переживают обрезку. В этом деле много тонкостей. Чтобы не навредить, обрезкой должны руководить специалисты.
Выиграть подряд на эту работу может любая организация. Но за качеством должен следить заказчик, к примеру, город. То, что обрезка проводится не по правилам, «АиФ» пишет из года в год. Своё мнение на этот счёт высказывают авторитетные экологи и растениеводы. Но ситуация не меняется. Власти на обращения активистов не реагируют... Вообще, обрезка, которая заведомо вредит дереву, - административно, а по мнению некоторых защитников аллей, уголовно наказуемое деяние. Но о случаях, когда у нас возбуждали такие дела, неизвестно. Может, пора уже начинать?
«Мы хотим собрать доказательства, когда остолбованные коммунальщиками деревья через несколько лет ими же вырубаются, - призывают активисты группы «Аллеи Калининградской области» жителей. - Для этого нужны фотографии: спил с каким-то предметом для масштаба, ствол и повреждения на нём, крона (чтобы было видно, что дерево ранее жёстко обрезалось), ветви и крупно, качественно - побеги с почками, чтобы определить породу. И место - можно сфотографировать табличку дома рядом. Идеальный вариант - у вас есть прежние снимки дерева. Если удастся собрать такую информацию, докажем, что происходит уничтожение зелёных насаждений должностными лицами».
Цифры не сходятся
Более 80 деревьев в городе собираются спилить в ближайшее время по причине их аварийности. Приговор деревьям выносит комиссия при горадминистрации. Общественников в неё почему-то не включают, хотя обещали. За каждое спиленное дерево городу выплачивают компенсацию на высадку нового. Больше спилят - больше получат. Но на что на самом деле тратят эти деньги, отследить сложно. Количество спиленных и высаженных деревьев не сходится.
В 2015 году в бюджет города только из областного Управления дорожного хозяйства поступило более 17,7 млн рублей компенсации за снос зелени при реконструкции и модернизации дорог. Их должны были направить на озеленение. По предоставленной городом прокуратуре информации, в 2015 г. на благоустройство и экологию потратили 575,7 млн рублей, в том числе более 85 млн рублей - на содержание зелёных зон, санитарную валку и обрезку деревьев, уборку, озеленение.
По мнению мэрии, полученные от областного Управления дорожного хозяйства деньги использовали по назначению. Городские нормативные акты не обязывают тратить компенсационные деньги на высадку деревьев. Но разрешают использовать эти средства, в том числе на их обрезку и санитарную валку, разбивку газонов, уборку территорий и другие работы, объём которых сложно отследить…
И это - проблема всей области. По словам министра развития инфраструктуры области Елены Дятловой, в 2015 году в качестве компенсаций за вырубки при строительстве дорог муниципалитетам направили 55 млн рублей. Но за тем, на что потратили эти деньги, министерство развития инфраструктуры следить не должно.
«В конце ноября на «круглом столе» по проблемам окружающей среды выступила начальник отдела благоустройства администрации Калининграда. Мы стали спрашивать: почему деревья не высаживают? Нам говорят: мол, денег нет, - рассказывает участница группы «Аллеи Калининградской области» Анна Алимпиева. - А как же 17 млн рублей за рубки при строительстве Северного обхода? Где деньги? Чиновница сказала, что прямо сейчас ответить не может. Глава комитета городского хозяйства Владимир Машков, мягко говоря, был удивлён таким ответом. Спросил её, сколько времени нужно, чтобы его подготовить. В итоге договорились провести новую встречу в 20-х числах декабря. На 25 января - ни ответов, ни встречи».
«Деревья губят за наши деньги»
«Есть областной Закон «Об охране зелёных насаждений». Он отчётливо указывает: срубил дерево - посади новое, - говорит международный инспектор деревьев, специалист-дендролог Александра Королева. - За каждое срубленное выплачивается компенсация. Зачастую старое дерево, которое у нас принято считать совсем никчёмным, может стоить несколько тысяч рублей. И тогда при вырубке сотни деревьев набегают немалые суммы. Закон «Об охране зелёных насаждений» детально расписывает, что при компенсационных высадках породы деревьев должны быть не хуже срубленных. Количество деревьев должно быть такое же, их нельзя заменить газоном. Тем не менее из ответа прокурора, а информацию ему давали в муниципалитете, видно, что местные нормативные акты позволяют широко толковать понятие «компенсационное озеленение». В него могут входить обрезка, снос зелёных насаждений, создание газонов и цветников, уборка скверов. Мы написали уже в следующем письме прокурору, что местные подзаконные акты явно противоречат закону. Ситуация абсурдная: вместо того, чтобы высаживать новые деревья, за счёт бюджета - наших же денег - их вырубают и губят безграмотной обрезкой».