В Калининграде возобновились общественные обсуждения о судьбе брусчатого покрытия на улицах города. Аргументы сторонников и противников звучат на протяжении десятилетий, и тем не менее, мы наблюдаем за ползучим процессом постепенного исчезновения булыжника там, где, казалось бы, он стал калининградцам таким привычным и родным.
Проскочить перекресток
Последняя волна массового снятия брусчатки случилась в сентябре-октябре этого года. Булыжник убирали с перекрестков с трамвайными путями. Работы проводились на улицах Бассейной, Лесопарковой, Бородинской, Огарева, М. Расковой, Каштановой алее, Коммунальной, Яналова, на Ленинском пр-те, на пр-те Мира, на Московском, на Аллее Смелых.
«Важно понимать, что эти меры не направлены на общее повышение скорости автомобилей, это делается только лишь для увеличения пропускной способности перекрёстков. Решение об укладке асфальта принято в связи с тем, что такое покрытие - более долговечное, чем плиточное. По нашим данным, вместо 5 машин, 10 смогут перекрёсток проскакивать», - пояснили в городской администрации.
Снятую брусчатку складируют на новой базе МКУ «ГДСР» на Мамоновском шоссе, 3. Так же туда свозят снятые при капремонтах бордюрный камень и плитку, годную для повторного применения. Территорию ГорТранса, куда материал свозили раньше, нужно освобождать, так как предприятие развивается и ему нужны свободные площади.
«База охраняется, в этом желающие могут и сами убедиться. Брусчатка с нее не продаётся. Весь камень, который поступает на наши базы хранения учитывается по весу. Мы его выделяем бесплатно (решением горсовета), но только для благоустройства общественных территорий. Например при капитальном ремонте и реконструкции улиц булыжник используют для разделительных полос, иногда им выкладывают карманы на остановках общественного транспорта. Кафедральный собор на острове для благоустройства просил у нас брусчатку, Зоопарк, да много где можно встреть брусчатку, которую использовали повторно. В том числе калининградскую брусчатку давали для благоустройства общественных территорий Светлогорску, Зеленоградску и Гурьевску. Даже на Красной площади в Москве можно встретить нашу брусчатку», - подчеркнули в органе власти.
В городе достаточно тех граждан, в основном это автомобилисты, которые рады тому, что брусчатку уходит с городских улиц. В соцсетях они пишут благодарности органам власти и свои впечатления от проезда по очищенным от брусчатки дорогам.
«Вчера проехал по Суворова, где убрали рельсы и брусчатку у моста. Совсем другое дело!» - радостно сообщает один из жителей.
«Убрать надо брусчатку с проезжей части. Хватит автомобили гробить, Так же создаётся много шума из-за брусчатки. А насчёт переложить, могли бы - давно бы переложили, хотя радикально это не решит проблему вибрации и шума. Совершенно точно, у нас многие предпочитают объезжать Багратиона с брусчаткой и рельсами по Серпуховской и Эльблонгской, и что особенно противно - по дворовым территориям. А это уже тема безопасности малолетних детей и стариков», - считает калининградец Константин Костин.
Сохранить из уважения к истории
Впрочем, у брусчатки в Калининграде немало и защитников. И свидетельство тому множество подписей, которые оставляют сторонники под обращением в адрес губернатора области Антона Алиханова и главы администрации Калининграда Елены Дятловой.
«Ценность брусчатки как элемента исторической городской среды, культурного наследия и уникальной атмосферы старых улиц, помноженная на экономические выгоды и экологичность, многократно превышает доводы, которые приводят чиновники. В первую очередь, они ссылаются на повышенный шум от брусчатого покрытия, который в действительности производит автотранспорт, особенно крупногабаритный, а также стремление увеличить скорость движения автомобилей — что негативно сказывается на безопасности пешеходов и других участников дорожного движения, - говорит автор обращения урбанист Евгений Мосиенко. - Каменная кладка является неотъемлемой частью истории и облика Калининграда, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов. Это прочное покрытие, способное эффективно отводить дождевую воду и действующее как естественный барьер, снижающий скорость движения автотранспорта, что способствует повышению безопасности и уменьшению интенсивности транспортного потока. В отличие от асфальта, который быстро разрушается из-за интенсивного движения транспорта и погодных условий, камень обладает более прочной и надежной структурой, что позволяет мощеной дороге выдерживать существенно большие нагрузки. Брусчатое покрытие также более экологично, так как позволяет дождевой воде проникать сквозь поверхность дороги, предотвращая скопление воды. Исторический колорит и шарм мостовых из твердых пород камня способствуют туристической привлекательности города».
Активисты настаивают на необходимости приостановить любые действия с брусчаткой в городе и предпринять дополнительные шаги по ее защите. Например, рассмотреть вопрос о законодательном придании брусчатому покрытию особого статуса, который включит его в ряд объектов историко-культурного наследия муниципального, регионального или федерального значения. Так же предлагается рассмотреть альтернативные варианты для смягчения шума на участках с брусчатым покрытием с целью сохранения исторического облика улиц. Помимо этого активисты считают, что до принятия общественно приемлемых решений о статусе брусчатого покрытия необходимо отменить планы по его снятию и остановить исполнение соответствующих процедур, в первую очередь, на ул. Радищева, ул. Багратиона у Бранденбургских ворот и внутри них, на ул. Галицкого у холма Бесселя и ландшафтного парка Экоцентра, на Ленинском проспекте у сквера Дома искусств.