Билет в один конец. Калининградцы требуют сохранить городской трамвай

Калининград невозможно представить без трамваев. Практически у каждого горожанина в загашнике есть ностальгическая история, связанная с шустрыми красными вагонами, звон которых уносит в детство. Наш трамвай - самый старый в стране. В следующем году ему исполнится 130 лет. К тому же он обладает редкой для России метровой колеёй. Но историческое «наследие» упорно вытесняют из областного центра. В настоящее время в городе уничтожают инфраструктуру 4-го маршрута на проспекте Победы.

   
   

Автомобиль в приоритете

Активисты не выдержали и разместили петицию в защиту трамвая в интернете. Обращение адресовали губернатору области Алексею Беспрозванных и вице-премьеру Правительства РФ Марату Хуснуллину. На данный момент собрано более 1 500 электронных подписей, бумажные ещё не считали. 

В прошлом году на пр-те Победы демонтировали рельсы на разворотном кольце. В октябре  разобрали те, что ближе к Центральному парку, и очень быстро построили там парковку (рядом планируется возведение элитной четырёх- или пятиэтажки). В остальной части пути пока на месте.

Генплан города предусматривает реконструкцию участка проспекта от улицы Кутузова до ул. Радищева. За счёт демонтажа трамвайных путей планируется расширить дорогу до 4 полос (по 2 в каждом направлении). С обеих сторон предусмотрены велодорожка и тротуары. Проектирование должно завершиться к январю 2025 года. Авторы петиции выступают против расширения дороги за счёт уничтожения трамвайной инфраструктуры и в целом против уничтожения трамвая.

Фото: «АиФ-Калининград»/ Станислав Ломакин

«Наболело! В советское время мы имели одиннадцать трамвайных маршрутов. Затем этот транспорт стали методично уничтожать. Сначала исчезли трамваи, затем стали снимать рельсы. Да, «четвёрка» перестала ходить ещё в 2012 году, но когда уничтожают трамвайную  инфраструктуру и занимают эту территорию чем-то другим, момент возрождения трамвайного движения откладывается «в никуда», - говорит один из инициаторов петиции социолог Анна Алимпиева. - Трамвайный маршрут на пр-те Победы пролегает по одному из красивейших малоэтажных районов города, популярного у жителей и туристов. И вдрух - бах: мы расширяем там дорогу, сносим деревья (по проекту реконструкции, на их месте как раз запланированы  тротуары), пристраиваем парковку к многоэтажке. Горожане в итоге получают загазованный воздух, более активное автомобильное движение, риски ДТП. Трамвай на сегодня - наиболее экологичный вид транспорта.  К тому же более вместительный, по сравнению с грязными и вонючими автобусами. Тем более на проспекте Победы для него отведена «выделенка». Дальше расположена промзона, которая в перспективе, вероятно, будет застраиваться. Каким образом жители будут туда добираться? Как они будут добираться в поликлинику на Расковой, к которой припишут 31 тысячу человек? На тех же вонючих автобусах? Сейчас важно отказаться от проекта расширения дороги, сохранить полосу за трамвайными путями, а в идеале пустить туда трамвай. Тем более два года назад власти купили 16 новых вагонов, потратив 2,7 млрд руб. Я не хочу спорить, нужно ли расширять дорогу. Людям, передвигающимся на четырёх колёсах, наверное, это нужно. Но мы не должны подчинять развитие города интересам автомобилистов. Калининград и так чрезмерно автомобилизирован: 425 машин на 1 000 населения. Это очень много! В первую очередь, это выхлопы, которыми мы все дышим. Один из основных способов борьбы с автомобилизацией: создание эффективного и экологичного транспорта, максимально независимого от всех бензинов, нефти. Ещё со времён «Спасём брусчатку» мы мониторили общественное мнение.  Две трети калининградцев высказываются за сохранение и развитие трамвая. Как мы радовались, когда пустили «троечку» к Центральному парку, когда появились новые зелёные красивые трамвайчики. Завидовали тем, в чей район они пошли. Да, трамвай создаёт шум, старые рельсы громыхают. Так сделайте новые, бесшумные! За наш трамвай выступают и гости из других городов. Потому что им нравятся в нашем городе именно эти  детали: трамвайчики, брусчатка, черепичка, деревья, которые в совокупности и создают душевную атмосферу. Когда мы боремся за трамвай, мы боремся за настоящее и будущее нашего города». 

Обновлённая в октябре 2023 г. Концепция (Стратегия) социально-экономического развития Калининграда оценивает экологическую ситуацию в городе как сложную и называет основной причиной её ухудшения как раз высокую степень автомобилизации. Трамвай в Генплане Калининграда (утверждён до 2035 г.) позиционируется как основной вид транспорта для общегородских маршрутов, связывающих периферийные районы через центр города. Однако, декларируя развитие электротранспорта, власти одновременно снимают рельсы.

   
   

Людей не спросили

Главный аргумент чиновников, когда принимается решение об упразднении очередного трамвайного маршрута, - отсутствие пассажиропотока.

«Если мы говорим про пассажиропоток, которого якобы нет на пр-те Победы, зачем тогда убрали трамвай на Киевской? Там люди элементарно не могут утром выехать, а вечером вернуться в Балтрайон, - задаётся вопросом краевед Александр Панфилов. - На проспекте Победы огромное количество автобусов. Давайте перераспределим пассажиров и загрузим трамваи. Экс-губернатор Алиханов сначала говорил: маршрут трамвая № 4 надо сохранить. Потом заявил: мол, может быть, мы оставим один путь и сделаем трамвай в реверсивном движении. А затем и эта версия потихоньку «отъехала». Всё отдали на откуп городу. Я живу на пр. Победы. Общался с соседями - все единогласно за трамвай. Никто не спросил людей, ни на какие общественные слушания вопрос о существовании маршрута  не выносился. Просто ставят перед фактом: трамвая здесь быть не должно. Сейчас, наверное, властям выгодно как бы сиюминутное решение проблемы. Почему-то нет желания мыслить глобально и представить, что нас ждёт через пять лет. Мы сейчас какому-то перевозчику контракт отыграли, дали этот маршрут, и пускай он на этих старых привезённых из Европы разваливающихся автобусах возит пассажиров и решает проблемы. Но мы знаем, как они решаются. Уже в 20. 30, в 21.00 на окраину города не уехать. Люди стоят на остановке и ждут автобус, а его нет. Спрашивают администрацию в соцсетях: почему так происходит? Администрация отвечает: потому что перевозчику невыгодно. Так, простите – мы будем обеспечивать выгоды перевозчика или мы будем выполнять задачу по перевозке людей, обеспечению городской мобильности? Я понимаю, почему люди выбирают автомобиль – потому что общественный транспорт не выполняет свою функцию.  Верим и надеемся, что с помощью петиции достучимся до властей. Что слова губернатора о том, что он слышит глас народа, не пустой звук».  

Фото: «АиФ-Калининград»/ Александр Мелехов

Нужно посчитать

Эксперты отмечают, что отсутствует единый комплексный  подход к развитию транспорта  в Калининграде.

«Несколько лет назад город заказывал сторонней организации работу по скоростному трамваю (на  данный момент он движется со средней скоростью  9,3 км/ч. - Авт.). Её выполнили, но, насколько я знаю, наработки в дело так и не пошли. Стоит вернуться к этой теме. Сейчас ситуация на некоторых перекрёстках облцентра не выдерживает критики. По трамвайным линиям ездит легковой транспорт. Сначала трамвай на светофоре пропускает автомобили, которые поворачивают налево. За это время трамваи пропускают свой светофорный цикл. Опять стоят, ждут. Так быть не должно, - говорит доцент БФУ им. И. Канта Сергей Буйлов. - Нужно разработать компьютерную модель транспортной схемы города на основании математических расчётов. Изучить спрос на тот или иной вид транспорта, посмотреть, как распределяются потоки по улицам, как на них влияет трамвай. Мы об этом рассуждаем много лет, но такой модели до сих пор нет. Были попытки чиновников заказать в телефонных компаниях треки, чтобы оценить спрос на общественный транспорт. Но там так и не смогли определить, на чём же именно люди едут. Хотя в других городах это как-то получилось выяснить. В любом случае отказываться от трамвая преждевременно. Да, может, на центральных улицах - от гостиницы «Калининград» до площади - им не место, там и так дорожная обстановка сложная. В остальных местах, где сильных заторов нет, они вполне приемлемы. А у нас там, где трамвай есть, его убирают. И пытаются создать там, где его не было. Эти подходы удивляют. На проспекте Победы трамвай уместен. Тем более достроят окружную, и какой-то поток дополнительно с Победки уйдёт туда».

Интересно, что автомобилисты тоже голосуют за трамвай.

«Будучи студенткой, я жила на Горького, где было кольцо трамвая, который ходил до универа на Чернышевского. И в этот же год маршрут закрыли. Приходилось ехать через весь город с пересадками - обидно, - говорит калининградка Кира Малиновская. - Сейчас я живу на проспекте Победы. Дом находится как раз около дороги, которую собираются расширять. Эта новость совсем не радует. Рядом - порт. Под окнами постоянно ходят гружёные фуры. А добавят полос - транспорта станет ещё больше. Мы задохнёмся от газов и шума. Лучше бы вернули трамвай. Он был самым удобным, останавливался у дома. Я сама владелец автомобиля, но с удовольствием пользовалась бы трамваем. Это очень удобный и быстрый вид транспорта, если ему не мешать».     

Ежедневно на линию в Калининграде выходят по будням – 20 трамваев (по маршруту №3 – 8 трамваев, по маршруту №5 – 12 трамваев), по выходным – 18 трамваев (по маршруту №3 – 7 трамваев, по маршруту №5 – 11 трамваев). А всего на балансе АО «Калининград-ГорТранс» - 40 трамваев (пассажирских – 36, спецвагона – 4). На запрос нам ответили: все пассажирские вагоны в исправном состоянии и задействованы на линии, каждые 80 тыс. км они проходят текущий ремонт.

Что власти делают для сохранения трамвая и где его видят? Как следует из ответа, согласно Стратегии развития экологически чистых видов транспорта, в Калининграде сохраняется действующая сеть трамвайного движения по маршруту № 3 и № 5, также развитие трамвайного движения по Ленинскому пр-кту, ул. Шевченко и 1-му эстакадному мосту. Предусматривается организация движения трамваев в районы высокой плотности населения, например, восточный жилой район (ул. Денисова, ул. Марш. Покрышкина). Предусмотрено создание  габарита для движения городского электротранспорта в разрабатываемой проектно-сметной документации по строительству ул. Благовещенской.

Подготовлено техзадание и предусмотрено финансирование на разработку проектно-сметной документации по реконструкции 1-го эстакадного моста в 2025-2026 гг. с учётом движения городского электротранспорта; реализуются мероприятия по сохранению транспортно-эксплуатационного состояния инфраструктуры ГЭТ, например, ремонт путейного хозяйства по ул. Фестивальная аллея и пр-кт Мира в 2023-2024 гг. Эту работу планируется продолжить в 2025 году.

«Сейчас администрация прорабатывает вопрос о целесообразности запуска трамвайного движения по маршрутам № 1 и № 4. Для этого необходимо просчитать формируемый пассажиропоток, учесть коэффициент дублированности с другим видом транспорта, а также возможность задействования инфраструктуры иных видов транспорта, - ответили на запрос «АиФ - Калининград» в мэрии, подчеркнув, что мероприятия, проводимые по пр-кту Победы, используются как временное решение для централизованной организации парковочных мест. В случае принятия решения по организации движения маршрута трамвая габарит сохранён».

Что предлагают авторы петиции

1. Остановить демонтаж трамвайных путей и отказаться от плана расширения за счёт них проезжей части на проспекте Победы в Калининграде. Ограничиться ремонтом перекрёстка проспекта Победы и улицы Кутузова.

2. При ремонте перекрёстка проспекта Победы и улицы Кутузова оставить возможность для обустройства скоростных трамвайных путей в будущем.

3. Сохранить разворотное кольцо трамвайного маршрута № 4 и отказаться от намерений по застройке его территории на участке с кадастровым номером 39:15:110906:278.

4. Разработать проект по восстановлению трамвайного движения на проспекте Победы, обеспечив этот участок современной инфраструктурой и подвижным составом для бесшумного и скоростного трамвая.

5. Продлить трамвайный маршрут № 3, который сейчас заканчивается у Центрального парка, до пересечения с улицей Радищева.

Проголосовать «за» трамвай можно не только в интернете, но и «вживую» по следующим адресам:

1. Музей «Дом китобоя» - пр-т Мира, 9/11.

2. Кофейня «Сигнал» - ул. Космонавта Леонова, 22.

3. Кофейня «Кофе и Добро» - ул. Б. Хмельницкого, 25

4. Артпространство «Толстой» - ул. Комсомольская, 17.