Батут с «госномером». Как детские аттракционы проверяют на безопасность?

Власти сообщили, что из 250-300 детских аттракционов в области проверку прошли чуть более 60. Корреспондент «АиФ-Калининград» встретился с экспертами, чтобы выяснить подробности. 

   
   

Снизить риски

Вплотную аттракционами занялись в 2019 г., после того как в Улан-Удэ порывом ветром сорвало батут и пострадали шестеро детей. Тогда в России батуты, карусели и прочие объекты развлечений решили ставить на учёт и выдавать им госномера, как автомобилям. В новом регламенте их поделили по степени биомеханической опасности и назначили пошлину для владельцев: от 3,5 до 13 тыс. руб.  

- Введение госномеров - очередной побор, - возмущается предприниматель Валерий П. - Где тут поддержка малого бизнеса, если арендовать место под батут в Калининграде стоит до 700 тыс. руб.?! Почему-то мэрия считает, что мы тут гребём деньги лопатой: по 50-60 тыс. в месяц. А посчитайте, сколько в июне солнечных дней было? То-то! Со многими требованиями я согласен. Да, надо закрывать двигатель сеткой. Но зачем городить забор вокруг низкого батута? Он мне минимум в 150 тыс. обойдётся.  

- Заборы, ограждения вентиляторов, маты, крепления всех точек на батуте - требования 38-го регламента Евразийского экономического союза. Эти документы написаны чьими-то травмами, кровью и необходимы, чтобы максимально снизить риски, - говорит начальник отдела надзора и контроля за аттракционами региональной Службы гостехнадзора Валерий Тихонюк. - Что касается регистрационных номеров, это требование Постановления РФ № 1939 «О регистрации аттракционов». Когда мама приводит ребёнка на батут, она не будет искать реестр Гостехнадзора, а увидит номер. Он должен быть закреплён на конструкции на видном месте. На металлической пластине обозначен  код региона, четырёхзначный номер регистрации и QR-код, по которому можно узнать информацию об аттракционе:  место его установки, дату прохождения техосмотра, фамилию собственника.

К слову, Q-коды сейчас не работают. При считывании происходит переадресация на технологический портал минсельхоза. Там обещают всё исправить. 

Ушли с рынка

Стало ли меньше нарушителей среди владельцев аттракционов после введения госномеров? В Службе утверждают, что результат есть. Если в 2019 году в области было 350 аттракционов, то сейчас осталось порядка 120. Остальные ушли с рынка, в том числе из-за ненадлежащего технического состояния. 

Фото: «АиФ-Калининград»

- До 2019 года был статистический учёт всех аттракционов,  - пояснил Валерий Викторович. - А теперь проходит их идентификация и мы не регистрируем аттракционы с ничтожной степенью биомеханической опасности. На сегодня уже 68 зарегистрированных объектов, которые прошли все три этапа: техническое освидетельствование, подготовку документов, выезд Службы для фиксации и контрольного пуска. Но тех, кто прошёл первый этап, гораздо больше. Я бы сказал, что не прошли проверку единицы. Просто их собственники устраняют нюансы, готовят бумаги и т. п. Аттракционы с высокой степенью опасности должны были пройти обязательную регистрацию до 10 апреля, со средней - до 10 июля, с низкой - до 10 октября этого года. Поэтому и процесс регистрации затянулся. 

   
   

К слову, в области нет ни одной технической лаборатории, которая имеет право проверять аттракционы. Владельцам приходится вызывать специалистов из Москвы, Питера или Краснодара. Проверить самый маленький батут стоит 3500, большой  - 15 000 руб. Плюс командировочные, транспортные расходы. Предпринимателям приходится раскошелиться, чтобы принять гостей. А проверять состояние аттракционов нужно не реже раза в год. Стоит ли удивляться, что на улицы выходят нелегалы, надувают батут и собирают деньги безо всяких трат и заморочек! 

В настоящее время на плановые проверки наложен мораторий. Но Служба Гостехнадзора может выходить на проверки с прокуратурой по  жалобам горожан.  

- Много нареканий к эксплуатантам по поводу организации работы. Не все знают требования: неправильно делают крепления (спортивный канат должен выдерживать 1600 ньютонов), экономят на оформлении входа - выхода батута (вместо толстого мата кладут тонкую подложку); не ограждают территорию; не демонтируют конструкции в штормовой ветер; не прикручивают регистрационный номер.  

К сожалению, и в Калининграде нередки трагедии, когда из-за чьей-то халатности люди получают увечья. Так, в 2016 году на аттракцине «Вальс» в Центральном парке культуры и отдыха кабинка карусели развалилась на полном ходу, два человека получили травмы. В 2019 г., зимой, на аттракционе у Дома Советов отключилось электричество. Кабинка с ребёнком встала в верхней точке. Малыша снимали с помощью лестницы. 
Третьего июня этого года в том же Центральном парке на  карусели «Звёздные войны» получили травмы мать и её 11-летняя дочь. 

Когда аттракцион остановился, девочка с мамой встали с мест, и в это время кто-то нажал кнопку «Пуск». Мама с дочкой упали на пол, их кидало из стороны в сторону, било кабинками. Всё это длилось 15 секунд, пока не подбежал другой оператор. Женщина получила черепно-мозговую травму, ушибы и переломы ног. У девочки  ушибы и ссадины.  

Техническое состояние этого аттракциона проверяла лаборатория, оно нареканий не вызывало. Но вмешался пресловутый «человеческий фактор».