Балтийское море теряет берега? Эксперты спорят, как спасать пляжи

Пляжи с каждым годом становятся все уже. И даже буны не помогают. © / Александр Матвеев / АиФ

Последствия штормов последних лет показали, что методы, которые применяются для защиты склонов и пляжей Балтийского моря неэффективны. В памяти лишь одного поколения остаётся широкая полоса балтийских пляжей, утраченных всего за 30-40 лет. Как сохранить берега, спорили эксперты на публичных слушаниях в общественной палате.

   
   

Средств не хватает

Повод для тревоги действительно есть: по словам замдиректора ГБУ Балтберегозащита» (эта организация занимается берегоукреплением) Евгения Бурнашева, за последние 17 лет область потеряла около 250 га ценных территорий. В среднем море ежегодно «съедает» 0,6 метра пляжа, а на восьми аварийных участках - более 2 метров. Самый проблемный: от мыса Таран до Корневой части удивительной Куршской косы. Здесь во время сильных штормов берег может отступать на 20 метров.

Устранение аварийных ситуация и латание дыр - то, на что уходят основные силы и средства «Балтберегозащиты». На то, чтобы содержать в должном порядке всю прибрежную зону, по словам руководства, не хватает ни выделяемых средств, ни специалистов. Только на ремонт променадов ежегодно требуется от 20 до 50 млн рублей.

Кроме недостаточного финансирования, по словам Бурнашева, есть и другие проблемы: невозможность оперативно проводить ремонтные работы к курортному сезону из-за длительных процедур торгов, отсутствие у прибрежных застройщиков обязанности по возведению берегозащитных сооружений.

«Проще всего ссылаться на нехватку средств», - прокомментировал услышанное директор нацпарка «Куршская коса» Анатолий Калина.

На слушаниях экологи, общественники, океанологи говорили об «экспериментах над природой». Один из ярких примеров - променад в Пионерском, он должен был защищать берег от разрушения, но из-за недостаточного заглубления плит вода проходит сквозь него и размывает склон.

Обрушившийся склон у резиденции Президента в Пионерском. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития из БФУ им. И. Канта  Олег Басс одобрил возрождение немецких бун, но задался вопросом: почему зачастую работы на побережье проводятся без согласований. В частности, у него есть вопросы к расстояниям между бунами (специальные сооружения) в Зеленоградске. 

   
   

14 ноября 2017 года Балтийско-Арктическое морское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования после рейда в черте Светлогорска выписала «Балтберегозащите» предписание об административном взыскании в связи с невыполнением требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

«Проект по строительству пляжеудерживающего сооружения в Отрадном в 2016 г. не прошёл экологическую экспертизу. Его завернули из-за отсутствия лицензии на добычу природных ископаемых с шельфа Балтийского моря, - пояснил директор «Балтберегозащиты» Роман Трофименко. - По этому поводу было большое совещание в Москве. Признали, что мы не собираемся продавать песок, а будем возвращать его на место. Следовательно, лицензия не нужна. Но к тому времени изыскания устарели. Мы подали в правительство области заявление на корректировку проекта».

Лес - из глубин

О проверке законности и результативности использования средств облбюджета, выделенных на подпрограмму «Защита побережья Балтийского моря…» (она состоялась в 2014 - 2016 годах и  начале  2017-го) сообщила аудитор Контрольно-счётной палаты Ирина Коржикова.

«Учреждение допустило неэффективные расходы в размере 5 млн 484 тыс. руб., - рассказала она. - Проверяющие зафиксировали такие нарушения: например, в пос. Лесной 90 % элементов металлических конструкций съела ржавчина, краска облупилась. Такой же результат после ремонта лестничного спуска в пос. Заостровье. В Светлогорске обнаружилось, что габионная сетка не способна противостоять волновому воздействию, часть корзинок порвана, камень разбросан. В Балтийске при выполнении работ по устройству пескоудерживающих деревянных клеток использовался материал, уступающий по цене и характеристикам утверждённым в смете.  

На побережье Балтийского моря, в курортном Зеленоградске, отступившая вода обнажила древний лес. Фото: АиФ/ Надежда Гончарова

Нацпарк, конечно, больше всего беспокоит территория Косы. На 1-2-м километре  «Балтберегозащита» уложила волноотбойные стенки из тетраподов. Сейчас за бунами размыло пляж, обнажились корни древнего леса. Берег отступил на десятки метров. По данным нацпарка, потребуется не один год и не один миллион рублей, чтобы всё восстановить».

Роман Трофименко возражает: габионы строились не для того, чтобы гасить силу волны. Они защищают берег от оползней. Там, где есть буны, пляжи нарастают. То, что они влияют, например, на корень Косы - глупость. От бун до корня Косы - 3 км.

Шторма покажут

Сопредседатель регионального штаба ОНФ Олег Авдыш возмутился, что новые методы защиты побережья внедряют без согласования с научным сообществом.

«Можно «КамАЗами» деньги на берег высыпать, но, пока не намоем 50 метров пляжа, эффект будет нулевой,  - сказал он, - в ситуации, когда каждые 8 секунд тридцать тонн тарана (такова ударная сила волны на Балтике) лупят в стену, это бессмысленно».

Доцент БФУ им. И. Канта Ольга Рябкова вступилась за «Балтберегозащиту».

«Если бы не усилие этого предприятия по устранению последствий штормов 1983 года, сейчас мы наблюдали бы Косу в виде острова. В 1981 году, когда был бешеный размыв берега в Светлогорске, в районе СК «Юность», его работники трудились день и ночь. «Балтберегозащита» сделала проект по намыву пляжей. Давайте подождём его реализации».

Руководитель Ассоциации учёных и специалистов по разработке новых технологий, кандидат географических наук Беник Балаян видит проблему в том, что за последние годы «Балтберегозащита» и министерство строительства применяют гидротехнические сооружения жёсткой конструкции. Это приводит к обратному эффекту: берег разрушается.

«В корневой части Косы применили тетраподы, - рассуждает  Беник Мадатович. -  На глубине - 40-50 см ниже песков лежат торфяные отложения. Такую нагрузку не потерпит ни один фундамент. Кто утверждал такой проект? Я считаю: тетраподы надо убрать. Мы проанализировали вековую историю развития мощности потока на Балтике. Если с 1915 до 1921 года зона размыва наблюдалась до бухты Филина, то сейчас дошла до Рыбачьего. Осенью, когда усилятся шторма, мы увидим, что наработки «Балтберегозащиты» бесполезны. Буны - своего рода микробухты, где нагоны захватывают песок и уносят на глубины. Решение одно: создавать искусственные пляжи и их подпитывать. Для этого необходимо 110 тысяч кубов песка в год. Мы предлагаем сделать волногасительные установки в море на расстоянии 200-300 м от берега в условиях глубин и сократить таким образом  энергию волны вдвое».

Учёный предложил опробировать новую технологию на экспериментальном участке.