«Нас режут на части!» Через огороды хотят проложить четырёхполосную дорогу

Участок пенсионеров Фёдора и Галины Даниловых тоже попадает под изъятие. © / «АиФ-Калининград»

Садоводы отчаянно борются за участки и недвижимость, которые попадут под изъятие. Они подали иск в Калининградский областной суд о признании незаконным Генерального плана поселения и 3 октября проиграли его. Дело, где ответчиком выступало министерство градостроительной политики, рассмотрели за одно заседание.

   
   

Оставьте нас в покое!

Жаль, на суде не дали слова отцу пятерых детей Сергею Пономарёву, дом которого снесут, если проект реализуют.

«Семь лет назад мы переехали в Калининград из Сургута, - говорит он. - Купили участок. Выбрали СНТ «Октябрьское», так как рядом есть школа и детсад. У меня три сына и две дочки - от двух до 15 лет, у одного из мальчиков - инвалидность. В небольшом доме мы не помещались. Построили просторный, двухэтажный, с гаражом, баней, садом. Кадастровая палата зарегистрировала недвижимость. Сделали ремонт, а потом узнали, что будут строить трассу. У Московского проспекта ширина - 60 м, а тут - 82, и это через садовое общество. Бред какой-то!»

К Елене Анисимовой 3,7 сотки перешли по наследству от отца. А он получил участок больше сорока лет назад, когда СНТ только создавали в чистом поле.

Елена по 12 часов в день работает продавцом. Для неё участок с садом, где она выращивает хризантемы и лилии, куда приглашает подруг на чаепитие, - место отдыха от шума и суеты. Но крохотный мирок, создаваемый с такой любовью, может рухнуть, если землю отнимут.

«По старому Генплану, мой участок не попадал «под дорогу», а теперь будут «резать» прямо по нему, - переживает женщина. - Напротив соседи - переселенцы из Казахстана. Они продали всё, чтобы построиться. Живут всем скопом с детьми и внуками. Никаких денег не хватит, чтобы обеспечить всех жильём. Нам и не нужны компенсации, лишь  бы оставили в покое!»

   
   

Речь идёт об  улице В. Денисова, которая соединит кольцевую развязку между улицами Покрышкина и Молодой Гвардии с Северным обходом. Её строительство значилось ещё в Генплане 2006 г. Осталась она и в материалах Генплана 2016 г. (утверждён до 2035 года).

«Если в 2020-м через СНТ планировали только провести дорогу, то в 2023-м мы должны были отдать под транспортную инфраструктуру уже треть общества - около 150 участков. В итоговом варианте лишимся 70, - говорит председатель СНТ «Октябрьское» Светлана Воронцова. - Под изъятие также попадают земли СНТ «Сад-9», «Колосок», «Дружба». Мы подали иск в отношении правительства области, так как оно утверждает Генплан Калининграда. Главная проблема: власти не учитывают иные проектные решения, которые мы предлагаем. В начале июня 2023 года город провёл публичные обсуждения. Садоводы пришли задать вопросы, но чиновники не смогли ответить ни на один из них. Дальнейшие наши письменные возражения также не нашли отображения. Для чего тогда проводят общественные слушания?!»

Представители властных структур на суде утверждали: процедура слушаний не нарушена - все предложения приняты. Есть решение Центрального районного суда по искам других СНТ, которым установлена её законность. Экспертный совет мэрии рассмотрел предложения садоводов и внёс корректировки в проект. В частности, трассу переместили на 3 м и уменьшили  ширину изъятия земли в границах красных линий со 150 до 82 м (по Генплану 2016 г. было 50 м. Площадь хотели увеличить в три раза, а по факту увеличили в два. - Авт.).

Ответчик пояснил: строить магистраль на соседних участках невозможно, так как будут затронуты объект культурного наследия Девау и земли Минобороны. Что касается ширины 82 м, она максимально возможная исходя из нормативов и задач. Проектом предусмотрены 4 полосы дороги по 3,5 м каждая, велодорожка, тротуары с двух сторон магистрали, «выделенка» и «карманы» для общественного транспорта, зелёная полоса для защиты домов от шума, инженерные сети.

Есть альтернатива

По закону, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог... при отсутствии других вариантов размещения этих объектов. Но СНТ «Октябрьское» предоставило в мэрию альтернативные варианты строительства дороги. В частности, садоводы предлагают использовать проезд по уже построенным улицам Михайловской, 3-го Белорусского фронта и Брестской с включением трассы в существующее дорожное кольцо.

В предложенном чиновниками виде будущая магистраль  делит «Октябрьское» на три части. Причём отрезанные участки не будут иметь доступа к пожарным водоёмам. Из  девяти выездов на 545 участков останется всего три. Это сократит  время для проезда скорых и пожарных. И в целом ухудшит условия проживания людей.

Ул. В. Денисова затронет аэродром Девау, где планируют разбить парковую зону. На соседней Брестской администрация планирует разместить трамвайное и автобусное депо. Строительство на месте жилых коттеджей с подведёнными коммуникациями парковок для трамвайного парка садоводы называют кощунством.

К слову, протокол общественных слушаний и некоторые другие документы председатель СНТ и адвокат увидели только в зале суда. Они просили отложить заседание и дать время их изучить, но им отказали. Как отказались предоставить и проектную техническую документацию, которая обосновывает, что трассу необходимо строить  именно здесь.

«Непонятно, почему наши новые предложения не проходят обсуждения. То есть на публичных слушаниях разрешается только присутствовать, а учитывать мнение жителей не обязательно, - недоумевает адвокат Михаил Чернокоз. - Осталось в принципе немного инструментов, которые должны оказывать влияние на город. Один из них - общественное обсуждение. Но они тоже перестают работать. Утверждение же чиновников, что Генплан сам по себе не ведёт к изъятию участков, не выдерживает критики. Понятно, что на его основании разработают проект планировки. Пойдём в суды более высоких инстанций».