Проблема доставки широкого спектра грузов продолжает оставаться наиболее острой для Калининградской области. Транзитные ограничения, сложности логистики прямо или опосредованно влияют на рост цен практически на все товары, снижают уровень жизни жителей российского эксклава. Самостоятельно регион с этой проблемой не справится, нужны системные меры поддержки со стороны федерального центра. В этой связи большие надежды калининградцы возлагали на визит в регион 1 сентября Владимира Путина, этот вопрос был одним из главных в президентской повестке. Журналист klg.aif.ru разбирался в транзитной ситуации и вместе с экспертами искал выход из неё.
До особого распоряжения
Напомним, в июне власти Литвы перестали пропускать в область санкционные грузы. Потребовалось много усилий, чтобы Европейская комиссия (ЕК) дала добро на осуществление транзита в Калининград. Доставка грузов по железной дороге возобновилась по квотам – их рассчитывают исходя из среднего объёма товаров, перевезённых в регион за последние три года, что не всегда отвечает сегодняшней потребности.
Но и на таких условиях перевозки под вопросом. С 1 сентября литовский «Шяуляй банк», через который проходили все платежи за калининградский транзит, прекратил расчёты с Россией. На днях стало известно, что Служба по расследованию финансовых преступлений (СРФП) Литвы разрешила «Литовским железным дорогам» (LTG) принимать оплату за пассажирский транзит в Калининград «до отдельного распоряжения». В выдаче общего разрешения на прием платежей за транзит грузов в Калининградскую область из других регионов СРФП отказала. Теперь каждый запрос рассматривают отдельно.
По данным того же источника, «Литовские железные дороги» (LTG) получили авансы на 2,5 млн евро за перевозку транзитных грузов в Калининградскую область с основной территории РФ и обратно. Полученных средств хватит на то, чтобы обеспечивать транзит в течение трёх недель. Дальнейшая перевозка грузов будет зависеть от того, найдут ли клиенты Литовских железных дорог решения по платежам. В компании не исключают, что транзит может прекратиться, а квоты на грузоперевозки останутся неиспользованными.
Впереди – увольнения?
Между тем, в самой Калининградской области ситуация с грузоперевозками только ухудшается. Не так давно представители крупнейших автотранспортных предприятий области (на них трудится более 12 000 человек – 2% всех жителей) сформулировали свои предложения в коллективном обращении к губернатору области. Перевозчики считают, что состояние транспортной отрасли критическое, так как нынешняя транзитная ситуация создаёт все большие сложности для социально-экономической жизни региона. Очевидно, что на региональном уровне эти проблемы не решить, требуется помощь со стороны федерального центра.
«Правительство пока так и не нашло возможности компенсировать морские перевозки, - переживает директор по транспорту ООО "Торговый дом "Лазурит" Константин Семёнов. - Большегрузы стоят в Усть-Луге в огромной очереди на паром. Заявки на перевозку не принимают до октября. Водители вынуждены грузиться и оставлять машины на платных стоянках за 300 руб. в день. Прибыли нет, тогда как стоять приходится месяцами. Необходимы паромы типа «ro-ro»
Сейчас всё очень тяжело. Фабрики, которые производят мебель, не могут сушей привезти к нам из России ДСП. Только морем. Литовцы почему-то сочли, что это вывоз товара в Европу. Если раньше из Сморгони (Белоруссия), где находится фабрика по производству ДСП, грузы напрямую везли из Калининграда 450 км, то сейчас перевозчикам нужно преодолеть 780 км до Питера, там встать в очередь на паром, и только потом морем приехать в наш регион. На местном уровне проблему не решить. Хотелось бы, чтобы федеральный центр начал субсидировать морские перевозки. Или ввели северный коэффициент к зарплатам жителей области. Продукты и другие товары в Калининграде уже дороже, чем на севере. Представьте, на каждую тонну цемента добавленная стоимость на транспорт составляет 5,5 – 6,5 тыс. руб. А это строительство и дороги...».
Работа по согласованию субсидирования морских перевозок порядком затянулась, давно пора уже принимать системные решения. Разговоры о мерах поддержки эксклава идут уже два с лишним месяца, а постановление правительства до сих пор не принято. Но, по словам губернатора, решение этого вопроса – на финальной стадии.
Пока же перевозчики массово отказываются брать грузы в Калининград. Желающих месяцами ждать места на паром без горячей пищи и элементарных бытовых условий мало. Заказчики же, в свою очередь, отказываются платить простои.
«Я понимаю и тех, и других, - говорит директор ООО «БФК – Транс» Алина Левченко.- Поэтому наша компания больше не работает с Усть-Лугой – смысла нет: заявки на паром вообще не принимают. В Балтийске вы также на паром не встанете. Вчера и сегодня звоню в «ТБК», говорят: «Смотрите информацию на сайте». А на сайте: «Свободных дат нет!». Не знаю, куда все места делись?! Наша тяжёлая техника (мы возили многочисленным заказчикам металл, стройматериалы, выполняли оборонзаказ) работой не обеспечена. Пришлось отправить её в Большую Россию. Но от Калининграда мы не отказываемся. Если получается добиться места на пароме, привозим сюда грузы. Нашей компании ещё повезло: у нас давние партнёрские отношения с морскими агентами, с их помощью переориентировались на сухогрузы из Холмогор. Но выполнять заказы становится всё сложнее. Доходит до абсурда. У нас есть давний партнёр – компания «Мириам», которая строит гособъекты. Так она не может привезти в Калининград детский городок, чтобы установить во дворе одного из домов. Через Литву нельзя – груз под санкциями, а морем горки и карусели сразу дорожают в два – три раза. Много людей от санкций пострадало, те же мебельщики. Трудно представить, какая в области будет на неё цена. Сочувствую небольшим ИП, где одна – две машины и муж – добытчик сам сидит за рулём, обеспечивает семью. Как они сейчас выживают, даже представить сложно. Почему мы должны страдать? Государство должно обеспечить нашу область необходимыми паромами в нужном количестве».
«Судов не хватает, - подтвердил «АиФ. Калининград» член Общественного Совета при Минтрансе России Леонид Степанюк. - Заявки на паром не принимают уже до декабря. Всё забронировано. Большое количество автотранспортных средств ждёт своей очереди. Крайне необходимые дополнительные автомобильные грузопассажирские паромы (3 – 4 единицы) области так и не поставлены. По суше можно перевозить только несанкционные грузы, в частности, по автоперевозкам их менее половины. К примеру, без проблем везут продовольствие и медикаменты. Однако основной объём товаров должен идти морем. У многих водителей заканчивается срок действия Шенгенской визы. Вполне возможно, судя по истерии в ЕС, визы выдавать не будут. Как исключение – Упрощённый транзитный документ, но это тоже под вопросом. Половина автотранспорта региона стоит на приколе. Ожидается массовое сокращение водителей. Люди не увольняются до последнего, так как нет другой работы».
Что должны срочно предпринять власти? По мнению эксперта, на базе Росморпорта необходимо срочно принять ряд организационных мер.
Создать морскую администрацию по государственному финансированию и управлению морским направлением (по типу, как было организовано с Крымом). На коммерческой основе морское сообщение не организовать. Необходимо поставить на линию не менее трёх автомобильных грузопассажирских парома ледового класса-2. Разрешить паромам использовать мазут в качестве топлива – это вдвое дешевле. Запретить к перевозке морским сообщением несанкционные грузы. А грузы, пригодные к перевозке посредством специальных судов, переориентировать с железнодорожных вагонов и паромов на трамповые, контейнерные фидерные наливные суда и суда для перевозки генеральных грузов. Поставить на линию необходимое количество складов. С приходом осени и штормовых условий разрешить всем судам принимать лоцмана на входе в канал. Увеличить скорость оформления и обработки судов, паромов как минимум в полтора раза: автомобильные паромы – до 2 – 4 часов, железнодорожные – до 12 – 14 часов. Сейчас паромы оформляют и обрабатывают в портах около суток. Оптимизировать погрузочно-разгрузочные работы в порту Усть-Луга. Необходимо ввести госрегулирование тарифов с прямым субсидированием. Ставки фрахта для пользователей не должны быть выше, чем до санкций. Следует максимально сократить, упростить идентификацию товаров, а оформительские таможенные процедуры свести к минимуму, ограничившись уведомительным характером в электронном виде, либо ввести электронные таможенные пломбы, где это необходимо.
Сейчас перевозить грузы по стране с растаможкой «на область» нельзя, а денег на российскую дорастаможку у транспортных компаний сейчас просто нет. Губернатор предлагает освободить на год от транспортного налога добросовестных владельцев фур (тех, кто исправно платит). Но не все это считают правильным.
«Есть компании, у которых 50 машин, растаможенных на Россию. Они как платили 2 млн налога, так и будут платить. А те, кто в своё время сэкономил и растаможил машины на область, освободят от платы. И где справедливость?» - задаётся вопросом Константин Семёнов.
Леонид Степанюк уверен, что освобождать от транспортного налога как минимум до конца года надо всех автоперевозчиков без исключения. Крайне необходимо выпустить в свободное обращение без уплаты таможенных платежей по условному начислению автотранспортные средства, ранее оформленные под режим Свободной таможенной зоны Калининградской области. Либо, хотя бы временно, разрешить последним внутренние перевозки.
Во время визита президента Антон Алиханов попросил дать поручение Минтрансу перебазировать свободный морской транспорт на калининградское направление.
«Год мы начинали с двумя паромами на линии между Балтийском и Усть-Лугой; сейчас восемь судов ходят на линии. Но у нас уже образовались очереди на эти паромы, поэтому сегодня хотел бы обратиться к Вам с просьбой дать поручение Минтрансу. Есть свободные мощности, в том числе, в Чёрном море, в других бассейнах, чтобы перебазировать сюда паромы и сухогрузы, которые могут обслуживать так называемые накатные грузы, rо-rо так называемые. Нам это крайне необходимо для того, чтобы обходить те ограничения, которые незаконно совершенно вводят наши литовские соседи. Уже проработали с Правительством, с Андреем Рэмовичем Белоусовым – ему спасибо большое – согласовали текст постановления о субсидировании этих перевозок, для того чтобы жители региона, бизнес не чувствовали сильного увеличения где-то маршрута, где-то стоимости маршрута, чтобы это оставалось в тех же экономических параметрах, как до введения этих ограничений», - доложил губернатор.
Ответ президента был краток: «Будем стремиться к тому – и сделаем обязательно, – чтобы было удобно и экономически целесообразно».