Нули вместо процентов. Пайщики ищут свои миллионы и руководство фирмы

Пайщики не теряют надежды вернуть свои деньги. © / Станислав Ломакин / АиФ

Потребительское общество «РусФинанс Урал» учредили в 2013 году в Екатеринбурге. Кооперативные участки создали во многих регионах. Возможно, без денег остались пайщики не только в Калининграде. Интересно, что в интернете встречаются жалобы потребителей и на другие предприятия этих же учредителей.

   
   

Месяц назад калининградский филиал, располагавшийся прямо напротив администрации города,  закрылся, управляющий исчез. Головной офис в Екатеринбурге на звонки не отвечает. В полиции уже больше сотни заявлений возмущённых пайщиков, и их продолжают нести. Некоторые из них поделились своими историями  с журналистом «АиФ-Калининград».

Без страховки

«РусФинанс Урал» активно рекламировалось в Калининграде: раздавали флайеры на улицах, печатали объявления в газетах. Обещали 24% годовых.

«У меня сначала были сомнения, - рассказывает вкладчик Эльвира Кожевникова. - Но я расспросила работников соседних офисов: действительно ли фирма работает уже три года? Там подтвердили: люди в «РусФинанс Урал» приходят, получают проценты. Я посмотрела в интернете: есть такая организация, зарегистрирована в налоговой, в наличии все реквизиты. У меня как раз заканчивался срок вклада в банке. Сняла деньги и вложила в потребительское общество».

Другие вкладчики рассуждали так же: 24% - доходность вполне реальная. В 2014 - 2015 гг. банки предлагали вклады под 15 - 20%. «РусФинанс Урал» на своём сайте сообщал, что занимается строительством жилья, производством мебели, ремонтом и продажей автомобилей. В местном офисе вкладчикам представлялись как кредитно-потребительский кооператив (КПК). Обещали, что вклады застрахованы и контролируются государством. Для пущей убедительности выдавали страховые полисы. Люди специально дробили большие суммы, чтобы вышло не более 1,4 млн рублей, тогда, если «кооператив» прогорит, деньги вернулись бы. Одна 67-летняя калининградка с мужем внесли по 1,3 и 1,4 млн рублей, 87-летняя мать женщины - ещё 1,4 млн рублей. Эти деньги семья получила в наследство. Когда выяснилось, что средства пропали, у пожилой женщины случился приступ - еле откачали.

Рядом с мэрией

Многие надеялись с помощью «кооператива» приумножить сбережения, решить проблемы с жильём.  Одна семья - мать с сыном - 15 лет назад переехали из Казахстана. Продали там задёшево квартиру. В Калининграде живут на даче без отопления. Зимой обогреваются печкой-буржуйкой. Морозы для них - просто бедствие. Но всё терпели в надежде насобирать на жильё. 904 тысяч рублей вложили в «кооператив». 

«Мы были уверены, что лихие 90-е с «МММ» и подобными ей пирамидами давно позади, - признаётся одна из вкладчиц Надежда Петровна. - Привыкли к стабильности и благополучию, считая, что у государства всё под контролем. Тем более эта организация работала не один год в центре Калининграда рядом с мэрией и отделом полиции по борьбе с экономическими преступлениями. Мы считали, что раз участок зарегистрирован в налоговой, имеет лицензию, он контролируется соответствующими органами».

   
   

До февраля всё шло нормально: пайщикам платили проценты, им давали путёвки в санаторий, оплачивали их поездки на такси. Управляющий калининградским  филиалом, возил стариков на своей машине - показывал какие-то стройки и говорил, что это их «кооператив» коттеджи возводит. Рассказывал, что организация недавно построила санаторий в Белоруссии.

А в феврале началось непонятное. Сотрудники офиса стали исчезать...

Сначала пропал директор - говорили, что он в командировке и позвонить ему невозможно - он в роуминге. Потом кассир Тамара ушла «на больничный». От пайщиков отбивался один юрист - Иван. Но вскоре и он исчез. Девятого февраля люди пришли в офис, а он закрыт. Когда вкладчики заглянули в журнал на вахте, увидели, что управляющий, который якобы уже две недели в роуминге, не так давно приходил - открывал кабинет.

Пайщики заволновались, пошли по юристам и в правоохранительные органы. Стали проясняться всё новые подробности: начали проверять полисы. Страховой организации, указанной в них, в Едином реестре субъектов страхового дела не нашли. Говорят, управляющий калининградским филиалом сейчас находится в Польше.

«Ежедневно в органы УМВД по Калининградской области поступает порядка двадцати заявлений пострадавших от действий финансовой организации, - рассказали журналисту «АиФ. Калининград» в пресс-службе УМВД по области. -  Поэтому говорить о точном количестве заявлений ещё рано. Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД проводят проверку и оперативные мероприятия, по результатам которых будет решён вопрос о возбуждении уголовных дел. Устанавливают местонахождение лиц, проверяемых на причастность к противоправной деятельности». 

На те же грабли

«РусФинанс Урал» представлялся кредитным потребительским кооперативом (КПК), на деле являясь потребительским обществом (ПО). Разница большая: КПК замыкаются на Центробанк и должны соответствовать его требованиям. Центробанк их проверяет. А потребительские общества он не контролирует – это пробел в законодательстве.  

Если посмотреть договоры пайщиков, там фигурируют не 24, а 39 процентов годовых.  По мнению юриста Александра Михайлова, который занимается этим делом, обещанные почти 40% уже косвенно подтверждают, что могло готовиться преступление.  Александр Юрьевич знаком с подоплёкой финансовых афер. Он - бывший сотрудник правоохранительных органов, работал также в отделе по борьбе с мошенничеством одного из банков.

«У нас масса контролирующих инстанций: прокуратура, УМВД, Роспотребнадзор, ФАС,  налоговая.  И ни одна из них за три года не заинтересовалась, что это за организация предлагает такие бешеные проценты, - говорит юрист. - Судя по информации из открытых источников, «РусФинанс Урал» в течение последнего года не предоставлял налоговую отчётность. А обороты были огромные. Вопрос - к Екатеринбургской налоговой. Понятно, что сейчас многие калининградцы клянут себя за то, что принесли деньги в эту финансовую организацию, но, с другой стороны, они не могут понять, как госорганы допускают существование таких «кооперативов»? И тут они правы. Ведь им не где-то из-под полы эти договоры предлагали. У потребительского общества был официальный офис, они были зарегистрированы в налоговой, активно рекламировались. Мы же в 90-е всё это проходили: «МММ», «Хопёр-Инвест», «Тибет». Всё кончилось тем, что люди отдали деньги и остались ни с чем. А сейчас опять наступаем на те же самые грабли?»

Родные не знают

Журналисты «АиФ» послали запрос в прокуратуру области с просьбой прокомментировать ситуацию. Ждём ответа. Вкладчики - в отчаянии. Многие из них до сих пор скрывают от родных, что отнесли все сбережения в «кооператив». 

«Мы не снимаем с себя вины за юридическую безграмотность, - говорят они. - Но полиция должна возбудить уголовное дело. Мы написали заявления в УМВД больше месяца назад, и пока никакого движения. Нам не прислали ни одного официального ответа. Хотим, чтобы правоохранительные органы поняли, что мы от них не отстанем. Мы считаем, что люди, из-за которых  мы остались без денег, должны быть наказаны».

Как не попасть в сети мошенников?

  • Проверить источники дохода организации;
  • Пробить реквизиты фирмы и её партнёров на официальных сайтах ФНС, Арбитражного суда и ФССП по месту их регистрации;
  • Найти отзывы о них в интернете;
  • Посмотреть, есть ли у компании финансовая отчётность. Были ли проверки госорганов?
  • Узнать, как давно работают. Если менее трех лет, проверка должна быть более тщательная;
  • Не подписывать договор сразу, сначала показать его юристу.