Баллы за бедность. Жители Янтарного «за» и «против» халявы

Горожане записываются для участия в проекте. © / Станислав Ломакин / АиФ

   
   

В программе безусловного базового дохода, как назвали её организаторы, одни увидели помощь малоимущим, другие - предвыборные технологии.

Товары за просто так

В местном магазине «Чайка» (он выбран для обкатки проекта) идёт запись участников программы.

«Бесплатно мне ничего не надо, никому не желаю быть обязан», – пенсионер не хочет даже слышать о том, что может взять товары в долг просто так.

А молодая женщина, представившаяся Линой, совсем не против, чтобы кто-то, по сути, дарил ей тысячу рублей каждый месяц. Зарплата супругов уходит в основном на продукты, одежду для троих детей и оплату коммуналки. А хочется побаловать ребят чем-то вкусненьким.

Провозглашённая неким новым фондом Yalland идея состоит в том, что 500 человек с постоянной пропиской в Янтарном, имеющие смартфоны на базе Android (необходим для установки специального приложения), будут ежемесячно в течение года получать двести баллов, что равно тысяче рублей. Потратить их можно на все представленные в магазине товары, кроме алкоголя и сигарет. Счастливчиков отберут методом случайной жеребьёвки из тех, кто зарегистрируется. Уровень дохода не имеет значения.

Интересно
Проведённый ESS (Европейское социальное исследование) опрос жителей из 23 стран показал, что введение безусловного базового дохода больше всего поддержали литовцы – 80,6 процента. На втором месте оказались россияне – свыше 73 процентов. При этом, например, в Норвегии эту идею поддерживают только 33,7 процента опрошенных.
   
   

В муниципалитете проживают чуть больше четырёх тысяч человек старше 18 лет (возраст также является условием). Больше сотни из них, по словам директора фонда Валентины Зверьковой, уже пожелали участвовать в программе. Самой старшей – 90 лет. Причём бабушка пришла уже со скачанным приложением. Жеребьёвка проводится ежедневно. Тридцати счастливчикам уже начислили первые баллы, которые они могут отоварить.

«За неделю получается небольшая сумма, мне хватило на чай и сладости. Я из интереса зарегистрировалась. У нас многие подозревают в этом подвох, но в самой идее я не вижу ничего плохого. Бывает, у людей вообще нет денег, в долг продукты просят», – говорит продавец Наталья.

В магазине можно купить овощи, «молочку», колбасы, бакалею, нижнее бельё. По словам янтаровцев, цены здесь в целом, как и везде. Но, по нашим наблюдениям, в Калининграде многое можно купить дешевле.

Откуда деньги?

«Магазин, как тренировочная база, далее подключим другие торговые точки. Обсуждаем участие в программе аптек и управляющих компаний», – говорит глава администрации Янтарного Алексей Заливатский.

Он активно пропагандирует в соцсети нововведение, уверяя, что на проект не тратят бюджетные средства. А если появятся новые спонсоры, то количество участников и продолжительность программы увеличат. Возможно, фонд придёт и в другие муниципалитеты, желающие уже, якобы есть, но их пока не называют. Как не озвучивают и фамилии тех, кому не жалко отдавать на программу по полмиллиона рублей в месяц.

«Это группа инвесторов из Калининграда. Нашлись люди, которые просто хотят помочь. Для некоторых идея важнее денег. Мы начали с небольшого Янтарного, чтобы отработать весь процесс технически, программа написана с нуля, в России нет аналогов. Возможно, когда-то это вырастет до государственного уровня», - говорит Валентина Зверькова.

Кстати
Стоимость минимального набора продуктов в регионе – 4756,5 руб.

Для тиражирования эксперимента за пределы посёлка важно понимать, откуда взялись деньги, отметил в интервью федеральному СМИ экономист и политолог Михаил Делягин. В целом идею он поддержал. А среди нюансов, которые могут погасить энтузиазм людей, «у которых иногда и крыши над головой нет», назвал требование о наличии современного смартфона.

Пользователи соцсети разделились на два лагеря. Многие поддерживают проект – хоть какая-то помощь людям. Есть мнение, что всё сделано под сентябрьские выборы окружного Совета, а от депутатов зависит, кто будет главой администрации.

«Здесь нет прямой выплаты, значит, нет и безусловного базового дохода. Обычная программа лояльности магазина», – отмечают другие.

Мнение о маркетинговом ходе поддерживает и социолог Сергей Цыпленков. При этом он отмечает, что наши соотечественники любят халяву, но когда она достаётся конкретно им. А вот если соседу, могут появиться и злость, и зависть. Программа, по его словам, может стать основой для социального исследования.

Смотрите также: