Полет на карусели. Как проверить безопасность аттракционов

Аттракцион ждёт экспертиза правоохранительных органов. © / Станислав Ломакин / АиФ

В Центральном парке Калининграда 10 сентября произошло ЧП с каруселью «Вальс»: кабинка, в которой находилась семья из трёх человек, развалилась прямо на ходу. 26-летний мужчина и 7-летний ребенок с тяжелыми травмами попали в больницу.  За последние два года это уже не первый подобный случай именно на этой карусели. Кто понесет отвественность за ЧП, разбирался журналист «АиФ-Калининград».

   
   

Немецкий «сэконд хенд»

Очевидцы видели, что перепуганная оператор растерянно тыкала на кнопки не в силах остановить «взбунтовавшийся» аттракцион. Мужчина с ребёнком вылетели, женщина удержалась. Отца с черепно-мозговой травмой доставили в Больницу скорой медицинской помощи, семилетнего сына в тяжёлом состоянии, с сотрясением мозга и переломом левой ключицы и травмой глаза, - в детскую областную больницу.

СКР может возбудить уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Этим случаем занимается и прокуратура области.

«Проверяют документы, - говорит Оксана Пономарева, пресс-секретарь ведомства. - Нужна техническая экспертиза, которая оценит реальное состояние аттракциона».

Карусель «Вальс». Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

В мае 2014 года с «Вальсом» уже были проблемы: пьяный оператор перепутал скоростные режимы и танец получился слишком быстрый. Люди стали кричать и махать руками. Аттракцион остановили. Прокатившиеся жаловались на тошноту, головокружение, боль в шее. Неудивительно: на максимальной скорости людей не катают, с её помощью проверяют состояние карусели. Тогда администрация парка, как и сейчас, объясняла, что за содержание аттракциона отвечает владелец, персонал набирает он же. Владелец - фирма «Интэрпойнт».

Немецкий аттракцион Walzerfahrt («Вальс») - 2009 года выпуска. С 2012-го работает в Калининграде. Оператору немудрено запутаться в кнопках, ведь подписаны они по-немецки.

Перевод на русский неразборчиво «нацарапан» рядом фломастером. По словам Эллы Кадочниковой, директора парка, в начале лета все аттракционы, и муниципальные, и частные, проверяла сертифицированная фирма «Диамет». Все получили допуск к использованию. «Вальс» - не исключение.

   
   

Однако в московской фирме «Диамет» говорят, что это - неправда: «Вальс» проверяли 4 июня. Вывод: карусель не отвечает требованиям безопасности, неисправна, нужен ремонт.

К слову, мать ребёнка, покалеченного на карусели, подаст в суд. По словам юриста Петра Губенко, пострадавшие могут претендовать на возмещение морального вреда. Речь идёт о сумме до миллиона рублей. Если ответственность организации, оказывающей услуги, была застрахована - возможно получение страхового возмещения. Можно взыскать и утраченный заработок за время лечения главы семьи.

Нет закона

В России каждый год происходит до десятка ЧП, связанных с аттракционами. Самое известное было в 2004 году в столичном Лианозовском парке: обрушилась крутящаяся платформа с людьми на карусели «Сюрприз». Травмы получили 16 человек, один из них - перелом позвоночника.  А в этом году в Геленджике 15-летняя девушка на полном ходу выпала из кресла экстремального аттракциона «Адреналин». Получила множество переломов. В начале осени в эту печальную хронику вписался и калининградский «Вальс».

С сентября этого года требования к безопасности аттракционов ужесточили: владельцы обязаны получать документы, подтверждающие их надёжность. В случае с «Вальсом» это не помогло.

Эксперты говорят, что контроль за безопасностью парковых развлечений стал проблемой с середины 1990 годов. Она не решена до сих пор. Закон о безопасности аттракционов не приняли, хотя он несколько раз доходил до первого чтения. Закон о техническом регулировании есть, но техрегламента о безопасности аттракционов на сегодня нет. По словам Сергея Клименко, руководителя Службы Гостехнадзора Калининградской области, региональным постановлением за его службой закреплена только регистрация аттракционов. Их безопасность - на совести собственника. Он должен приглашать экспертов, которые выписывают допуски на эксплуатацию техники. Не в каждом регионе такие специалисты есть.