Не хотим смотреть телемыло!

В Литературном театре играют только «самодеятельные актёры» © / Станислав Ломакин / архив «АиФ. Калининград»

- Альберт Сергеевич, почему такой настрой?

   
   

 

- Да, нынешний год хоть назван Годом культуры. Но практически она представляет собой жалкое зрелище. Хотя бы потому, что не может быть культурным нечитающий народ. А именно этот зритель заполняет сегодня залы. Не- читающий человек лишён ассоциативного мышления. Он никогда не расшифрует метафору, которая составляет основу театра. Вот театр и не заморачивается на всю эту никому не понятную «заумь», а всё активней внедряет в репертуар эстетику телемыла. Ситкомы по телевизору, ситкомы - на сцене. Наглядный пример, на мой взгляд, - спектакль областного театра драмы « № 13». Это просто именины сердца для потребителя сериалов!

 

- Мне кажется, вам в этом плане легче, ведь Литературный, будучи по статусу любительским коллективом, не зависит от финансового фактора.

 

- Это соображение было для нас спасительным, когда мы готовили последнюю премьеру по роману Иоганнеса Бобров-ского «Литовские клавиры». О каком кассовом успехе можно говорить, если в спектакле - гекзаметр Донелайтиса, философские хитросплетения Бобровского и нагромождение временных пластов? Мы решили: абстрагируемся от конъюнктуры и доставим самим себе удовольствие…

   
   

 

-Уникальность вашего театра в том, что самодеятельные актёры дают прикурить профессионалам. Как добиваетесь такого успеха?

 

-Моё так называемое ноу-хау - беспредельное терпение. Почти в каждом из нас живёт актёр, хотя мы об этом не всегда подозреваем. Я стараюсь угадать неповторимость исполнителя. Именно поэтому у нас нет двух составов, чтобы избежать ненужной соревновательности.

 

Подмена понятий

Альберт Михайлов Фото: архив «АиФ. Калининград» / Станислав Ломакин

- А «Балтийские сезоны» разве не демонстрируют калининградцам, что такое истинный театр?

 

- На мой взгляд, за десять лет существования фестиваля планка сильно опустилась. Чего только стоит «Сублимация любви» - нехитрые вариации на тему «приехал муж из командировки». А ведь привёз спектакль не кто-нибудь, а мэтр сцены Олег Табаков. Привёз - в расчёте на «сельскую местность». И не ошибся - успех был бешеный. А Лев Додин показал один из лучших своих спектаклей - «Враг народа» по Ибсену. Он шёл два дня. В первый день народ ломанулся на известное имя, на второй был пустой зал. И, действительно, что смотреть - одна говорильня, никаких тебе штучек с раздеваниями и адюльтерами. Как, например, в бесчисленных привозных антрепризных постановках. Весь город обклеен афишами с физиономиями раскрученных сериальных актёров. А на некоторых афишах так и вещают: в главной роли - звезда сериала «Маша Сидорова». А Маша ни одной реплики органично произнести не может. Но кого это волнует?!

 

- Как вы относитесь к технологиям на сцене?

 

- Если символом современного кинематографа всё больше становится попкорн, то и театр мало-помалу становится попкорновым. Голография, видеоряд и прочие спецэффекты убивают основу театра - сценическую условность. Мы всегда как бы договаривались со зрителем: вот этот клочок алой материи - закат, и он верил нам. Верил, потому что на сцене была правда внутреннего существования. Сегодня же происходит полная подмена понятий. Вот, например, нашумевший спектакль столичного «Эт сетера» «Буря», показанный пару лет назад на «Балтийских сезонах». На сцене - царство технологий, а актёры - беспомощны и неубедительны.

 

Комплекс Нью-Васюков

- Вспомнилась ваша книга «На художника неча пенять!», где есть колоритные зарисовки на тему местной культуры...

- Например, история, как у бедного художника Гершбурга богатый калининградский банк три картины не купил... Эти картины были чистой воды шедеврами. Несколько лет назад в Калининграде открывался новый банк, и его руководство решило украсить стены учреждения этими работами. А потом далёкие от искусства служащие вошли в свой храм и онемели от …ужаса! По их мнению, такую мазню мог нарисовать каждый и отказались под ней трудиться. Заказали увеличенные копии фантиков «Мишка на Севере», а картины возвратили «осрамившемуся» художнику. История эта показательная. Калининград - провинциальный город, но с комплексом Нью-Васюков. Растопыренные пальцы и убожество. В нашем спектакле «Зову я смерть» Кант изрекает: «Две вещи неподвластны моему разуму - звёздное небо над Кёнигсбергом и срач на улицах Калининграда».

Местным обывателям интересно знать, какую рубашку купил в Калининграде Евгений Миронов, а не его творчество. Не пьесы Евгения Гришковца, а что у него сгорело и что украли.

 

- Возлагаете ли надежды на новое поколение Литературного?

 

- Сложный вопрос. Случается много разочарований. Молодёжь, которая приходит сегодня в театр, не знает таких имён, как Станиславский, я не говорю уже о Мейерхольде и Таирове. Они часто не понимают законов жизни в коллективе. Так, незадолго до премьеры «Литовских клавиров» произошло ЧП. Парнишка, исполняющий роль Донелайтиса, обзавёлся девушкой, которая поставила ему условие: или театр, или я. Он очень быстро сделал выбор. Спектакль оказался под угрозой. Срочно ввели другого исполнителя - Дмитрия Салабаева, который блестяще сыграл премьеру. Прекрасные задатки демонстрируют и другие ребята. Так что, глядишь, и прорвёмся…

Смотрите также: