Калининград отметил 250-летие Гофмана музыкальным и художественным диалогом

В Калининградском областном историко-художественном музее в субботу, 24 января, прошёл торжественный вечер, приуроченный к 250-летию со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана — одного из самых известных уроженцев Кёнигсберга, писателя, композитора и мыслителя, оказавшего значительное влияние на мировую культуру. Мероприятие состоялось в день рождения Гофмана и собрало ценителей литературы, музыки и изобразительного искусства.

   
   

Открыла вечер концертная программа Калининградского симфонического оркестра. Музыканты исполнили фрагменты единственной симфонии Гофмана «Ундина». Это произведение стало для многих слушателей неожиданным открытием, позволив по-новому взглянуть на фигуру писателя как на композитора. Примечательно, что почти в тридцатилетнем возрасте Гофман сменил имя Вильгельм на Амадей, подчеркивая своё восхищение Вольфгангом Амадеем Моцартом. Музыкальные параллели с творчеством австрийского классика в симфонии ощущаются, однако индивидуальный стиль Гофмана также проявляется отчетливо.

Дирижёр Аркадий Фельдман, под управлением которого оркестр не раз обращался к этому сочинению, после выступления отметил органичное сочетание литературного и музыкального начал в личности Гофмана, подчеркнув, что его композиторский язык столь же выразителен и многогранен, как и проза.

Продолжением вечера стала художественная часть, представленная работами современных калининградских авторов. Особое внимание привлекли полотна Александра Деркача, в которых предпринята попытка осмысления наследия Гофмана через диалог с русской литературной традицией. Его работы с развернутыми, почти литературными названиями обыгрывают образ кота Мурра и проводят параллели с персонажем Михаила Булгакова Бегемотом, подчеркивая преемственность художественных образов и идей.

Разные по стилю и жанру произведения, представленные на вечере, объединило общее стремление к пониманию сложного, многослойного мира Гофмана. Юбилейное мероприятие стало подтверждением того, что интерес к творчеству кёнигсбергского мыслителя не только сохраняется, но и находит новые формы осмысления в современной культуре.