Спасти «старика». Доживёт ли двухъярусный мост до 100-летнего юбилея?

Исторический мост может уйти в небытие © / Станислав Ломакин / АиФ

   
   

Калининградские власти ссылаются на аварийность и несоответствие «старика» нормативам. Общественники пытаются спасти сооружение и призывают на помощь губернатора.

Музейный экспонат

На прошлой неделе судьбу моста обсуждали на комиссии по сохранению исторического наследия региональной Общественной палаты.

О том, что построенный в 1926 году и восстановленный после войны железнодорожно-автомобильный мост находится не в лучшем состоянии, стало известно ещё 13 лет назад. Руководитель КЖД Виктор Голомолзин и губернатор Антон Алиханов ранее заявляли о намерении возвести рядом мост-дублёр, а затем реконструировать старый. И вдруг выяснилось, что планы изменились.

Кстати
В Калининграде разворачивается борьба за ещё один немецкий мост – по ул. Дачной, который мешает расширению дороги. Власти решили его демонтировать. Общественники предлагают включить мост в список объектов культурного наследия и использовать как пособие при обучении военных инженеров.

На техническом совете в администрации Калининграда прозвучало, что идёт проектирование двух новых мостов: автомобильного и железнодорожного. А двухъярусному (некоторым его элементам) уготовили участь стать музейными экспонатами. Под снос также могут попасть несколько зданий, в том числе исторических, на улицах Железнодорожной, Портовой, Правой набережной, жилой дом на ул. Ген. Галицкого.

Представители мэрии заявляют, что окончательное решение не принято, но настойчиво проводят мысль: дескать, сохранять особенно нечего, от исторического объекта мало чего осталось.

   
   

«Уникальность моста – в его поворотном механизме. Это была очень крутая инженерия. Советские инженеры не смогли его сделать разворотным, а сделали подвесным. Ценность моста в какой-то момент была утрачена», – заявил представитель мэрии Константин Золошков, парируя аргумент историка Евгения Мосиенко о том, что сам факт восстановления моста после бомбёжек «является живым памятником нашим предкам».

При этом чиновник утверждал, что у горадминистрации никогда не было планов демонтировать или «взорвать безумной ночью мост». Председатель комиссии Общественной палаты Виктория Корнева попросила его прокомментировать представленную на техсовете картинку нового железнодорожного моста, абсолютно не похожего на существующий. В ответ прозвучало, что эскиз действительно не учитывает предметы охраны объекта культурного наследия, но это только визуализация, каким будет проект, ещё не определили.

Новодел не выход

По мнению архитектора Олега Ли, проект «слизан» с моста во французском Бордо. Он также раскритиковал идею городских властей превращать музеи в свалку «культурно ценного металлолома», а на месте исторических объектов, как это произошло с Высоким мостом, сооружать новоделы.

Историк Мосиенко заявил, что это единственный в России вертикальный подъёмный мост. Его фотографии уже сейчас одни из самых популярных, по запросам в интернете, у любителей истории.

Кстати
В регионе около 1700 объектов культурного наследия

В итоге общественники решили обратиться к губернатору с просьбой взять мост на баланс области и развивать его как туристический объект с пешеходно-велосипедным движением и для проезда пассажирских поездов. Если восстановить поворотные конструкции, то в город может заходить даже парусник «Крузенштерн». А для автотранспорта построить отдельный мост, но без двухъярусной развязки, для которой и требуется снос зданий на берегу. Для верности сохранности исторического объекта предложили назвать его в честь Героя Советского Союза Василия Глазкова, отличившегося при штурме Кёнигсберга.

Представитель КЖД Александр Скрипников предупредил, что сохранение моста потребует вложений: «сталь хрупкая, при отрицательных температурах мы это наблюдаем».

Смотрите также: